Что делать, если еис не работает. Кремль и Белый дом обсуждают, как реанимировать IT-систему их контроля Сбои в работе еис

28.03.2022

Сегодня на Россию надвигается социальная катастрофа. Сайт Единой информационной системы (ЕИС, сайт zakupki.gov.ru) через который заказчики всей России публикуют конкурсные процедуры, работает через пень колоду. Из-за постоянных технических сбоев государственные предприятия реально не могут разместить заказы, а также внести планы и графики закупок. В этой ситуации Москва вышла с инициативой разрешить заказчикам размещать информацию о закупках в региональных системах с последующим переносом данных в ЕИС.

Заказчики хотят, но не могут

«Более полутора тысяч контрактов отправлено московскими заказчиками на регистрацию в ЕИС. Однако технические сбои в работе сайта не позволяют им своевременно осуществлять закупки необходимых товаров, работ и услуг для исполнения социальных обязательств», − рассказал Геннадий Дегтев , руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике накануне на пресс-конференции в Москве. По его словам, ежегодный объем закупок Москвы составляет 500 млрд рублей. Это 10% от суммарного объема закупок а РФ и это 2,5 тысяч заказчиков. Эти госструктуры сегодня не могут заказать необходимое для нормальной работы, в том числе лекарства, продукты питания, другие необходимые товары и услуги для исполнения социальных обязательств перед горожанами. Дегтев обратил внимание и на проблему своевременной публикации в ЕИС планов закупок и планов графиков, что является обязательным требованием законодательства с первого января 2017 года. По его мнению, прозрачность закупок начинается с момента планирования. Технические сбои сайта препятствуют обеспечению прозрачности.

Бизнес заденет рикошетом

То, что сайт «барахлит» − давно не новость. Но в 2016 году система проявляет катастрофические сбои.

«Проблемы с ЕИС наблюдаются больше месяца. Если взять показатели на январь 2015 и 2016 года, то заказчики размещали примерно 10 тысяч закупочных процедур на 20 млрд рублей ежегодно. За январь 2017 года объявлено всего 1600 процедур с объемом менее 9 млрд рублей», − рассказал Антон Емельянов , генеральный директор АО «Единая торговая электронная площадка». По его мнению, неразмещенные заказы (на 11 млрд рублей) нанесут ущерб для бизнеса. Прямые издержки подрядчиков совершенно очевидны. Бизнес будет вынужден либо сокращать штат, либо брать взаймы у банков, чтобы «дождаться» новых заказов, − резюмировал Емельянов.

ЕИС и ЕАИСТ: подружат ли федерал с регионалом?

Проблемы с размещением заказов на ЕИС подтверждает и официальный форум контрактных отношений (fko.msk.ru). За последнее время там бесконечный поток жалоб: пишут из Ханты-Мансийска, из Магаданского края, из Севастополя, из Сибири, в общем – из всех уголков нашей необъятной Родины. Система не работает, сбоит, − жалуются заказчики. По мнению Ивана Бегтина , генерального директора «Бюро контрактной информации» Москва находится в уникальной и еще благополучной ситуации, потому что там сохранена региональная система закупок (ЕАИСТ, market.zakupki.mos.ru). При этом надо понимать, что многие регионы ликвидировали свои местные системы и альтернативы для заказчиков нет. «С начала 2017 года госпредприятия не смогли разместить заказы. И тут остро встает вопрос, − почему подрядчик ЕИС допустили такой коллапс? Такие «сбои» должны вести к уголовной ответственности», − обозначил проблему Бегтин.

Почему же ЕИС дала сбои? По мнению экспертов, она изначально была неверно спроектирована, и ее «коллапс» был лишь вопросом времени.

ЕИС − попытка завести в электронную систему работу абсолютно всех госзаказчиков и одновременно совместить на этой же площадке системы раскрытия информации. «Идея хорошая, но на практике оказалось, что публиковать информацию более-менее можно, а устроить одновременную работу всех заказчиков не получается», − уточнил Иван Бегтин. По его мнению, заказчики должны иметь возможность работать в региональных системах. При этом ЕИС как портал никуда не денется. Главная задача — сделать так, чтобы госзаказчики смогли выполнять свою функцию: вовремя размещать торги. «Закупки – это кровь (финансовая) любых государственных структур. Сейчас эта кровь поступает плохо: больной болеет. Через месяц-два, максимум квартал, если проблема не решится, госкомпании ожидает «паралич». Например, в тех же больницах не будет лекарств», − предупредил Бегтин.

Бизнесу правила игры не изменят

Отметим, что участники пресс-конференции заверили поставщиков, что при переходе Москвы на региональную систему ЕАИСТ для бизнеса ничего не меняется, − бизнесу не надо будет переходить на московскую площадку. «Самое главное для бизнеса, что как была одна точка входа на zakupki.gov.ru, так одна точка входа и останется», − резюмировала Елена Дыбова , вице-президент ТПП РФ. «Сведения о закупках будут отображаться как в ЕИС, так и на портале поставщиков Москвы (market.zakupki.mos.ru)», − уточнил и Геннадий Дегтев.

Сбои в единой информационной системе (ЕИС) в январе практически парализовали работу заказчиков. На тематических форумах и в социальных сетях пользователи жаловались на невозможность разместить в ЕИС планы и планы-графики и дозвониться до специалистов техподдержки, за которую отвечает Минэкономразвития РФ. Проблема спровоцирована новыми правилами планирования закупок и включением финансового контроля в соответствии с частью 5 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ. Для решения проблемы Правительство Москвы предложило использовать региональные закупочные системы в дополнение к ЕИС.

Пик жалоб заказчиков на невозможность разместить в ЕИС планы и планы-графики, а соответственно, провести закупки пришелся на январь. С такими глобальными проблемами в работе информационной системы в сфере закупок заказчики не сталкивались уже с 2006 года. Тогда сайт для размещения информации о заказах для государственных и муниципальных нужд (zakupki.gov.ru ) запускался впервые.

Основная причина сбоев ЕИС заключается в большом объеме информации. С 2017 года в системе появились новые пользователи (МУПы и ГУПы), заработали и новые процедуры (публикация планов и планов-графиков), в итоге она попросту не выдержала.

Проблемы с ЕИС привели к сокращению объемов закупок в начале текущего года. Как отметил генеральный директор Единой электронной торговой площадки (ЕЭТП) А. А. Емельянов , в январе 2015 и 2016 годов только на одной площадке госзаказчики объявляли почти 10 тысяч закупочных процедур объемом примерно 20 миллиардов рублей. Для сравнения: по итогам января 2017 года объявлено и опубликовано в ЕИС лишь 1,6 тысячи процедур с объемом чуть меньше 9 миллиардов рублей. «Число госзакупок сократилось в семь раз, а бизнес не получил 10–11 миллиардов рублей, на которые рассчитывал», - резюмировал Емельянов.

Москва пожаловалась на работу ЕИС

На проблемы с ЕИС обратил внимание и мэр Москвы С. С. Собянин , который решил поднять вопрос о работоспособности ЕИС на уровне Правительства РФ. В письме премь­ер-министру РФ Д. А. Медведеву мэр столицы сообщил о «регулярных технических сбоях в работе ЕИС, препятствующих публикации сведений о госзакупках и контрактах, что влечет к их срыву». Он предложил вывести из-под прямого действия ЕИС города федерального значения, а также субъекты РФ с объемом закупок более 100 миллиардов рублей.

По словам руководителя Департамента Москвы по конкурентной политике Г. В. Дёгтева , более полутора тысяч контрактов отправлено московскими заказчиками на регистрацию в ЕИС. «Однако технические сбои в работе федеральной системы не позволяют городским заказчикам своевременно осуществлять закупки необходимых товаров, работ и услуг для исполнения социальных обязательств», - сообщил Дёгтев на специально организованном круглом столе в МИА «Россия сегодня». «Из-за сбоев в работе ЕИС невозможна своевременная публикация планов закупок и планов-графиков, что является обязательным с 1 января 2017 года, - высказал озабоченность руководитель департамента. - Мы не получили из системы извещений о публикации 134 планов и 338 планов-графиков закупок». Как считает Дёгтев, прозрачность закупочных процедур начинается с этапа планирования и технические сбои не должны быть препятствием для обеспечения прозрачности закупок. Их публикация в системе напрямую связана с открытостью закупочных процедур для представителей бизнеса.

Озабоченность Правительства Москвы сложившейся ситуацией более чем понятна. Ведь ежегодный совокупный объем закупок Москвы составляет практически 500 миллиардов рублей. «Получается, что каждый десятый рубль, который вовлекается в государственные закупки, принадлежит Москве», - подсчитал Дёгтев. На сегодняшний день в системе закупок Москвы участвуют 2,5 тысячи заказчиков и 9,5 тысячи участников контрактных отношений. В столице более десяти лет работает Городская корпоративная система закупок (ЕАИСТ), которая прошла тщательную проверку и доказала свою эффективность. Ее функции в чем-то схожи с ЕИС, вместе с тем есть и дополнительные, которые необходимы для согласования закупок ведомств, финансового контроля, санкционирования оплаты по контрактам. По словам Дёгтева, этот ресурс способен не только обеспечить своевременное планирование и исполнение контрактов, но и проведение закупок по единым правилам. При этом предполагается, что сведения о закупках будут отображаться как в ЕИС, так и на портале поставщиков Москвы.

По словам заместителя руководителя Департамента информационных технологий Москвы А. В. Горбатько , для плотной интеграции региональных систем и ЕИС сегодня никаких препятствий нет. «Технически региональные системы могут стать своеобразным продолжением или расширением функционала федеральной системы. К этому функционалу могут подключиться и электронные торговые площадки, на которых можно было бы публиковать информацию о торгах», - считает Горбатько.

Позицию Москвы полностью поддержал директор Ассоциации электронных торговых площадок И. Д. Димитров . Он считает, что за прошедшие несколько лет закупочная система остановилась в своем развитии, в связи с чем сегодня и всплыли проблемы, с которыми столкнулся и бизнес, и государство. «Механизм, который московские власти предлагают для решения проблемы с федеральной информационной системой закупок, представляется нам грамотным и своевременным. При этом главное условие перехода на региональную площадку мы видим в том, чтобы все процедуры были доступны и бизнесу, и общественности», - отметил исполнительный директор. Он также подтвердил, что технических проблем с дублированием функций не возникнет, так как площадки, госструктуры и ЕИС полностью синхронизированы.

Чтобы ЕИС не «упала»

«Любая информационная система падает, - высказал свое мнение омбудсмен по закупкам С. В. Габестро . - Концентрируя юридически значимые действия на одной площадке, государство уходит в зону риска неисполнения своих социальных обязательств перед гражданами». Он, также как и Димитров, считает, что работа ЕИС из года в год не совершенствуется, а становится только хуже. «Ничего не изменится, даже если поменяются операторы системы. ЕИС идеальна только в абсолютной модели, но в жизни она не применима», - вынес свой вердикт омбудсмен. Он предложил все юридически значимые действия, которые проходят на ЕИС, перевести в разрозненные информационные системы. При этом сайт ЕИС должен остаться центром данных или аналитическим модулем для мониторинга и контроля действий заказчиков. «Но это должны быть именно данные, а не сбор файлов, объявлений и всего остального, что сегодня там можно увидеть», - подчеркнул Габестро. Кроме того, он отметил, что помимо региональных информационных систем торги и сервисы можно сосредоточить на электронных торговых площадках, которые работают гораздо устойчивее, чем ЕИС.

Эксперты также высказали сомнения, что без глобального решения возникших проблем ЕИС она вряд ли справится с еще одной нагрузкой. Как известно, сейчас на рассмотрении в Государственной думе РФ находится законопроект о полном переходе на электронные торги. Таким образом, нагрузка на ЕИС может вырасти еще в десятки раз. В системе должны будут регистрироваться все участники закупок: на сегодняшний день одних только заказчиков насчитывается около 300 тысяч. Выдержит ли ЕИС еще десятки тысяч пользователей - большой вопрос.

О. В. ИЗУТОВА

Необходимо увеличить роль региональных систем

Прокомментировать ситуацию вокруг ЕИС мы попросили председателя Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Дмитрия Игоревича САЧКОВА .

Дмитрий Игоревич, Москва забила тревогу по поводу нестабильной работы единой информационной системы. Вы разделяете эти опасения?

Мы не понаслышке знаем о тех проблемах, с которыми столкнулась Москва и полностью разделяем позицию столичных властей. Считаем, что в самое ближайшее время необходимо принять решительные меры по разрешению сложившейся ситуации. Сегодня проблемы, связанные с отсутствием возможности осуществлять закупочные процедуры, накапливаются как снежный ком.

Начиная с января 2017 года государственные заказчики Санкт-Петербурга не могут разместить планы-графики. Мы ежедневно получаем десятки, а порой и сотни обращений на номера телефонной горячей линии и в «хэлп дэск» - это наш ресурс оказания технической поддержки пользователям. Специалисты Комитета по госзаказу и подведомственного ему учреждения почти круглосуточно исправляют в ручном режиме ошибки, которые выдает система.

Поддерживаете ли вы предложение Правительства Москвы: разрешить городам федерального значения, а также субъектам РФ с объемом госзакупок более 100 миллиардов рублей в год использовать собственные интернет-порталы, не зависящие от ЕИС.

В регионах действительно существуют свои информационные системы, представляющие собой логический механизм учета, планирования и исполнения предписанных законом закупочных операций. Однако мы не считаем правильным отказ от взаимодействия с ЕИС. Я уже неоднократно говорил о том, что это будет противоречить принципу единого экономического пространства на территории Российской Федерации. Санкт-Петербург предлагает дать приоритет региональным системам: созданные в региональных информационных системах документы должны в соответствии с законом быть опубликованы в ЕИС. Если интеграция данных невозможна, необходимо опубликовывать в ЕИС подписанный первичный документ в качестве копии, зарегистрированной в личном кабинете заказчика в ЕИС. Таким образом, мы выступаем за увеличение роли региональных систем для работы государственных заказчиков.

, к сожалению, имеют место. Каждый участник госзакупки хоть один раз в своей практике работы сталкивался с проблемой доступа к информационной базе. Особенно остро стоит вопрос, когда истекают сроки подачи документации. Как правильно поступить в подобной ситуации? Что сделать, чтобы не попасть под административное взыскание и не нарушить закон? Читайте далее.

Какие ошибки чаще всего встречаются в работе ЕИС?

    Изменения информации об объекте закупке не возможно опубликовать;

    план-график не загружается либо не получается его откорректировать.

Такая ситуация может возникнуть в момент обновления версии сайта. В праздничные и выходные дни также нередки сбои работы ЕИС . Портал госзакупок не справляется с большим количеством запросов и система зависает. Это общераспространенный случай, когда проблемы касаются всех пользователей. Но бывают моменты, когда ошибки доступа возникают только у Вас.

Как правильно поступить при обнаружении проблемы?

Для начала нужно проверить версию браузера, в котором Вы работаете, возможно, она устарела, а также очистить папку с временными файлами (кэш-память). Если это не помогло, то:

    Необходимо сделать запрос в службу поддержки (работает круглосуточно), позвонить по указанным на сайте телефонам и поведать о возникшей ошибке.

    Отправить официальное обращение в техническую поддержку с приложением скриншотов в качестве доказательства проблемы.

Администраторы портала оперативно отреагируют на запрос и помогут разобраться с возникшей ситуацией. Вам придет уведомление в сжатые сроки, и время не будет упущено.

Ответственность за нарушения срока подачи информации в Единую информационную систему

Административным кодексом о правонарушениях РФ, в частности статьей 7.30, за нарушение сроков публикации документации предусмотрена ответственность как для физических, так и для юридических лиц.

Градация взысканий распределена следующим образом:

    Срок подачи нарушен менее, чем на два дня :

    при участии в электронном конкурсе или аукционе с должностного лица взыскивается 5 000 рублей, с организации — 15 000

    при запросе котировок или предложений, а также при закупках у единственного поставщика — 3 000 и 10 000 рублей соответственно.

На практике заказчики нередко сталкиваются с неработоспособностью ЕИС. Особенно некстати бывают ошибки системы, когда срок размещения информации в ней подходит к концу. Что делать в таких ситуациях – читайте далее

Единая информационная система в сфере закупок постоянно совершенствуется. Однако в ее работе случаются сбои и ошибки. Наверно, каждый заказчик хотя бы раз испытывал на себе проблемы, связанные с доступом на сайт ЕИС .

Что чаще всего мешает работе заказчика в ЕИС? Например, это:

  • не удается пройти авторизацию на сайте;
  • нет доступа в личный кабинет;
  • нет возможности опубликовать информацию о закупке;
  • не получается разместить план-график или внести изменения в него;
  • не работают разделы ЕИС.

Помехи в работе ЕИС могут иметь место, когда версия портала обновляется. Нередко неполадки возникают в выходные и праздничные дни. Зачастую сайт просто не выдерживает высокой нагрузки, когда количество запросов зашкаливает. Но бывает и так, что ЕИС работает, а проблемы возникли конкретно у вас.

Как правило, система выдает в таких случаях ошибку. Что необходимо сделать заказчику? Прежде всего:

  • свяжитесь с круглосуточной горячей линией поддержки ЕИС по указанным телефонам и сообщите о проблеме;
  • сделайте скриншоты неработоспособной ЕИС;
  • напишите обращение в службу техподдержку и приложите скриншоты.

Иногда проблемы связаны с устаревшей версией браузера, его настройками и необходимостью очистки кэш-памяти. Если это не помогает, то делайте повторный запрос на создание инцидента. Проблему решат в кратчайшие сроки, о чем вас известят.

Оперативные действия необходимы, потому что статьей 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов. Заказчика могут оштрафовать, причем размер штрафа зависит от способа закупки и того, насколько просрочили размещение:

Конкурс или аукцион

Срок нарушен не более чем на 2 рабочих дня

Срок нарушен более чем на 2 рабочих дня

5 тыс. рублей – должностному лицу

30 тыс. рублей – должностному лицу

15 тыс. рублей – юрлицу

100 тыс. рублей – юрлицу

Запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика

Срок нарушен не более чем на 1 рабочий день

Срок нарушен более чем на 1 рабочий день

3 тыс. рублей – должностному лицу

15 тыс. рублей – должностному лицу

10 тыс. рублей – юрлицу

50 тыс. рублей – юрлицу

Скриншоты, запись телефонного разговора со службой поддержки и регистрационный номер инцидента понадобятся, когда у контрольного органа возникнут вопросы о нарушении сроков.

Так вы сможете объяснить причину несвоевременного размещения в ЕИС, докажете, что приняли все необходимые меры и оградите себя от штрафных санкций.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

После изменения технического функционала официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее по тексту – Сайт), многие заказчики, люди, которые непосредственно работают на Сайте, сталкиваются с проблемами, которые решить самостоятельно они не в силах.

Так и мы столкнулись со следующими проблемами:

Неверно указано код ОКТМО в сводном реестре (соответствующие документы были направлены месяц назад);

Нет интеграции региональной системы с системой ЕИС.

Силой воли, неволи приходится обращаться в службу технической поддержки Сайта, телефоны размещены на главной странице:

Но! Дозвониться до данной службы не возможно!

Часами приходится слушать автоответчик, повторяющий одни и те же фразы «В настоящий момент все операторы заняты », «», потом следом «Прогнозируемое время ожидания ответа оператора составляет 1 минуту », потом снова время идет на убывание «Прогнозируемое время ожидания ответа оператора составляет 50 секунд », «Пожалуйста оставайтесь на линии, Вам ответит первый освободившийся оператор » ... Данные фразы повторяются на протяжении получаса, часа... бесконечно!

В конце вызов сбрасывается, и идут короткие гудки...

Вот запись одного из безответных звонков:

После направления запросов в службу технической поддержки Сайта по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , используя специальную форму запроса, ситуация не изменяется...

Отправив 4 запроса средствами электронной почты, ни одного ответа, подтверждающего какие-либо сведения, получено не было!

На следующий день пришел ответ на обращение, которое якобы отправлялось от нашего имени, но не по нашему вопросу. В данном письме указывалась следующая информация:


Позвонив по контактному номеру, указанному в письме (также после получасового ожидания), с указанием того, что данной обращение направлялось не нашей организацией, что мы отправляли информацию совершенно о другой проблеме, нам было указано, что мы обратились не по адресу, и нам следует обращаться в службу технической поддержки официального сайта единой информационной системы в сфере закупок...

При этом контактные данные нашего учреждения были указаны верно.

На основании этого, мы можем лишь сделать вывод о том, что вероятнее всего, в системе службы поддержки официального сайта произошел какой-то сбой... Но нам от этого не легче!

Дозвониться до службы поддержки Сайта снова не получается уже второй день. Проблема так и остается не решенной!

На Сайте кроме телефонов службы технической поддержки не указано ни одного телефона, по которому можно позвонить... Нет ни контактов организации, курирующей данный Сайт, ни телефонов руководства, кому можно было бы «пожаловаться» ...

Ни каких либо контактных адресов...

У меня, как и тысячей, а может и десятков тысяч, контрактных управляющих возникают вопросы:

КТО НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТОТ БАРДАК, КОТОРЫЙ ТВОРИТСЯ В СЛУЖБЕ ПОДДЕРЖКИ?

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ ВОПРОС НЕВОЗМОЖНО РЕШИТЬ СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ?

КТО КОНТРОЛИРУЕТ РАБОТУ ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК?

ПОЧЕМУ СО СТОРОНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА НЕТ НИКАКИХ «РЫЧАГОВ» В ПОМОЩЬ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРАГНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ?

А ведь на Заказчика, за невыполнение определенных обязанностей, налагаются определенные санкции, и с не малыми сумами...

А следующий вопрос, возможно за такой, не короткий промежуток времени, уже является риторическим:

КОГДА БУДЕТ НАЛАЖЕНА НОРМАЛЬНАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ РАБОТА МЕЖДУ КОНТРАКТНЫМИ УПРАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОФИЦИАЛЬНЫМ САЙТОМ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК?

Надеюсь, что информацию, изложенную в данной статье прочтут «нужные» люди, которые смогут хоть как поспособствовать в решении наших проблем.