Действия с информацией и действия с предметами. Виды данных и действия с информацией

10.01.2022

Пояснительная записка

Промежуточный аттестация по информатике и ИКТ для 7 класса составлен в соответствии с требованиями:

Промежуточный аттестация по информатике и ИКТ для 7 класса составлен на основе учебно-методических комплектов: Босова. 7 класс - М.: Бином.

Промежуточная аттестация по информатике и ИКТ за курс 7 класса проводится в письменной форме в виде тестовой контрольной работы .

Экзаменационная работа содержит 2 варианта, каждый из которых со стоит из двух частей: часть 1 (задания 1-5) и часть 2 (задания 6-10). В части 1 содержатся вопросы с выбором правильного ответа, на вопросы части 2 учащиеся дают самостоятельный развернутый ответ.

В тексте экзаменационной работы представлены задания по всем темам, изучаемым в 7 классе. Представлены вопросы по основным тематическим разделам: введение в информатику, алгоритмы и начала программирования, информационные и коммуникационные технологии.

Вымя выполнения контрольной работы – (40 минут).

Критерии оценивания:

Максимальное количество баллов – 15.

Правильный ответ в заданиях первой части (задания 1-5) оценивается в 1 балл.

Правильный ответ в заданиях второй части (задания 6-10) оценивается в 2 балла.

«5» - 13 – 15 баллов;

«4» -10 – 12 баллов;

«3» - 6– 9 баллов;

«2» - менее 6 баллов.


по информатике и ИКТ
для 7 класса

Вариант 1.

Часть 1.

1. Установите свойство информации, соответствующее описанию: Информация выражена на языке, доступном для получателя


1) Объективность 2) Достоверность 3) Актуальность

4) Полезность 5) Понятность 6) Полнота

D :\ УЧЕБА \ МАТЕМАТИКА \ 2015 \ ВЕСНА. Сначала он поднялся на три уровня вверх, потом спустился в каталог ЭКЗАМЕН и после этого спустился в каталог РАСПСАНИЕ. Укажите полный путь для того каталога, в котором оказался пользователь (в ответе укажите номер правильного ответа):

1) D:\ УЧЕБА \ МАТЕМАТИКА \ РАСПСАНИЕ

2) D:\ УЧЕБА \ РАСПСАНИЕ \ ЭКЗАМЕН

3) D:\ УЧЕБА \ ЭКЗАМЕН \ РАСПСАНИЕ

4) D:\ УЧЕБА \ МАТЕМАТИКА \ 2015 \ ВЕСНА \ ЭКЗАМЕН \ РАСПСАНИЕ

В памяти компьютера сохраняется информация о простейших геометрических объектах, составляющих изображение

4. Укажите команды, при выполнении которых выделенный фрагмент текста попадет в буфер обмена:

1) Открыть 2) Копировать 3) Удалить 4) Вырезать 5) Вставить 6) Переместить

7) Отменить 8) Повторить 9) Заменить 10) Найти 11) Сохранить

5. В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется 8 битами. Определите информационный объем сообщения в этой кодировке. Длинна данного сообщения 32 символа.

1) 32 бита 2) 320 битов 3) 32 байта 4) 256 байтов

Часть 2.

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу ЗВЕРИ │ПТИЦЫ?

7. Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях: «включено» и «выключено». Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передавать не менее 13 различных сигналов?

8. Разрешение монитора 1024х768 пикселей. Монитор отображает 65 536 цветов. Какой объём видеопамяти необходим для текущего изображения рабочего стола? Ответ выразите в Мбитах (при необходимости ответ округлите до десятых).

9. Разделите перечисленные устройства на группы и дайте название каждой группе. Ответ представьте в виде схемы.

Устройства: процессор, монитор, флеш-память, мышь, плоттер, видеокамера , сканер, CD-диск, графопостроитель, Web-камера, ПЗУ, оперативная память, акустические колонки, клавиатура.

1) Основное устройство вывода видеоинформации

2) Точечный элемент экрана монитора

Промежуточная аттестация (контрольная работа)
по информатике и ИКТ
для 7 класса

Вариант 2

Часть 1.

1. Укажите действие с информацией соответствующее описанию: Перевод текста с английского языка на русский язык

1) Сбор информации 2) Обработка информации

3) Хранение информации 4)Передача информации

2. Пользователь работал с каталогом D :\ ДОКУМЕНТЫ \ УЧЕБА \ 2015 \ ВЕСНА. Сначала он поднялся на три уровня вверх, потом спустился в каталог ФОТО и после этого спустился в каталог ДОКЛАД. Укажите полный путь для того каталога, в котором оказался пользователь (в ответе укажите номер правильного ответа):


1) D:\ ДОКУМЕНТЫ \ УЧЕБА \ ДОКЛАД

2) D:\ ДОКУМЕНТЫ \ ДОКЛАД \ ФОТО

3) D:\ ДОКУМЕНТЫ \ ФОТО \ ДОКЛАД

4) D:\ ДОКУМЕНТЫ \ УЧЕБА \ 2015 \ ВЕСНА \ ФОТО \ ДОКЛАД

3. Укажите вид графики, соответствующий описанию: В памяти компьютера сохраняется информация о цвете каждого входящего в нее пикселя

1) Растровая графика 2) Векторная графика 3) Фрактальная графика

4. Укажите параметры, устанавливаемые при задании параметров страницы.

1) Ориентация 2) Стиль 3) Размер шрифта 4) Размер бумаги 5) Поля

6) Номера страниц 7) Междустрочный интервал 8) Отступы

9) Выравнивание абзацев 10) Начертание

5. В кодировке Unicode каждый символ кодируется 2 байтами. Определите информационный объем сообщения в этой кодировке. Длинна данного сообщения 32 символа.

1) 32 бита 2) 320 байтов 3) 32 байта 4) 512 битов

Часть 2.

6. В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу КОНФЕТЫ │АЛЁНКА?

7. Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях: «включено» и «выключено. Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передавать не менее 15 различных сигналов?

8. Разрешение монитора 1024х860 пикселей. Монитор отображает 32 768 цветов. Какой объём видеопамяти необходим для текущего изображения рабочего стола? Ответ выразите в Мбитах (при необходимости ответ округлите до десятых).

9. Разделите перечисленные виды программного обеспечения на группы и дайте название каждой группе. Ответ представьте в виде схемы. Виды программного обеспечения: системы автоматизированного проектирования, антивирусные программы, архиваторы, операционные системы, мультимедиа проигрыватели, программы обслуживания дисков, системы управления базами данных , бухгалтерские программы, геоинформационные системы , электронные учебники, офисные пакеты.

10. Укажите понятия, соответствующие описаниям:

1) Длина двоичного кода, который используется для кодирования цвета пикселя

2) Набор цветов, которые могут быть воспроизведены при выводе изображения

Ответы к экзаменационному материалу

Вариант 1

Вариант 2

№ задания

№ задания

Примерный вариант ответа

Примерный вариант ответа

Глубина цвета

1. Как называется группа файлов, которая хранится отдельной группой и имеет собственное имя?

Каталог

Дискета

2. Как называются данные или программа на магнитном диске?

Дискета

3. Какие символы разрешается использовать в имени файла или имени директории в Windows?

Цифры и только латинские буквы

Латинские, русские букву и цифры

Русские и латинские буквы

4. Выберите имя файла anketa с расширением txt.

5. Укажите неправильное имя каталога.

6. Какое наибольшее количество символов имеет имя файла или каталога в Windows?

7. Какое наибольшее количество символов имеет расширение имени файла?

8. Какое расширение у исполняемых файлов?

9. Что необходимо компьютеру для нормальной работы?

Различные прикладные программы

Операционная система

Дискета в дисководе

10. Сколько окон может быть одновременно открыто?

11. Какой символ заменяет любое число любых символов?

12. Какой символ заменяет только один символ в имени файла?

13. Как записать: “Все файлы без исключения”?

14. Укажите неправильное имя каталога.

15. Подкаталог SSS входит в каталог YYY. Как называется каталог YYY относительно каталога SSS?

Корневой

Дочерний

Родительский

16. Что выполняет компьютер сразу после включения POWER?

Проверку устройств и тестирование памяти

Загрузку программы

17. Что необходимо сделать для выполнения теплого старта OC?

Вставить в дисковод системную дискету

Нажать кнопку RESET

Набрать имя программы, нажать ENTER.

18. Могут ли быть несколько окон активными одновременно?

19. Какое окно считается активным?

Первое из открытых

То, в котором работаем.

20. Может ли каталог и файлы в нем иметь одинаковое имя?

21. Может ли в одном каталоге быть два файла с одинаковыми именами?

22. Может ли в разных каталогах быть два файла с одинаковыми именами.

23. Сколько программ могут одновременно исполнятся?

Сколько угодно

Сколько потянет ПК

24. Что не является операционной системой?

Norton Commander

25. Возможно ли восстановить стертую информацию на дискете?

Возможно всегда

Возможно, но не всегда

26. Для чего служат диски?

Для обработки информации

Для печатания текстов

Для сохранения информации

27. Что нужно сделать с новой дискетой перед ее использованием?

Оптимизировать

Дефрагментировать

Отформатировать

28. При форматировании дискеты показано, что несколько секторов испорченные. Годится такая дискета для пользования?

Не годится вообще

Годится, кроме запорченных секторов

Годится полностью

29. Дискеты каких размеров в дюймах применяют в компьютерах?

26. Какая из программ не является утилитой для роботы с диском?

27. Что такое кластер на магнитном диске?

Конверт для диска

Единица дискового пространства

Виртуальный диск

28. Какой номер имеет начальная дорожка?

29. Что содержит 0-я дорожка каждой дискеты?

Корневой каталог

FАТ - таблицу

30. Куда записываются сведения о формате дискеты?

В boot sector

В корневой каталог

31. На дискете имеются испорченные сектора. Что делает система, чтобы предотвратить их использование?

Ничего не делает

Отмечает их как испорченные

Использует, но осторожно

32. Что произойдет, если в FАТ испортиться информация?

Пропадает информация на диске

Дискету придется выбросить

33. Системные программы для работы с дисками - это…

Операционные системы

Драйверы

Дисковые утилиты

34. Что не входит в логическое форматирование диска?

Запись системных файлов

Разбивка секторов и дорожек

Создание FAT таблицы

35. Основные программы для работы с дисками в Windows располагаются в папке…

Служебные

Стандартные

36. Какая из программ предназначена для диагностики и коррекции диска?

36. Запись файлов на диске в виде разбросанных участков по всей поверхности диска называется…

Оптимизация диска

Фрагментация диска

Форматирование диска

37. Какое высказывание неверно? Дефрагментация проводят с целью …

Оптимизации дискового пространства

Ускорения процесса чтения и записи файлов

Сжатия информации

38. Какая из программ предназначена для дефрагментации диска?

39. Что выполняет операционная система при удалении файла с диска?

Перемешивает в FAT его кластеры

Уничтожает первый символ имени файла в каталоге

Размагничивает участки диска, где располагался файл

40. Как можно удалить компьютерный вирус с диска?

Перезагрузить систему

Специальной программой

Удалить вирус невозможно

41. Архивация файлов – это…

Объединение нескольких файлов

Разметка дисков на сектора и дорожки

Сжатие файлов

42. Какая из программ является архиватором?

43. Какая из программ является антивирусной программой?

44. Что собой представляет компьютерный вирус?

Небольшая по размерам программа

Миф, которого не существует

Название популярной компьютерной игры

45. Что не поможет удалить с диска компьютерный вирус?

Дефрагментация диска

Проверка антивирусной программой

Форматирование диска

46. Сжатие информации при архивации представляет собой по сути…

Особый вид кодирования информации

Удаление лишней информации

Резервное кодирование информации

47. В каком случае не следует применять архивацию?

Для экономии дискового пространства

Для уничтожения вирусов

Для создания резервных копий файлов

48. Какое утверждение верно?

Все файлы сжимаются при архивации одинаково

Файлы растровой графики сжимаются лучше всего

Различные типы файлов сжимаются при архивации по - разному

49. Архиваторы характеризуются…

Степенью и скоростью архивации

Способом распространения

Методом и скорость сжатия

50. Какие из антивирусов не работают с вирусной базой?

Доктора

Фильтры

Ревизоры

51. Какие из антивирусов работают резидентно?

Доктора

Фильтры

Ревизоры

52. Мутанты, невидимки, черви-

Программы-утилиты

Виды антивирусных программ

Виды компьютерных вирусов

53. Что не является каналом распространения вирусов?

Устройства визуального отображения информации

Компьютерные сети

Внешние носители информации.

54. Основоположником отечественной вычислительной техники является:

Золотарев Лев Викторович

Попов Александр Глебович

Лебедев Сергей Алексеевич

55. Подсистема это:

Предопределенная рабочая среда, посредством которой система координирует выделение ресурсов и распределяет задачи

Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность

Часть информационной системы, выделяемой при проектировании системной архитектуры.

56. Расширение файла, как правило, характеризует:

Объем памяти

Путь к папке, где хранятся данные

Тип данных, хранящихся в файле

57. Производительность работы компьютера зависит от:

От комплектующих системного блока

От установленного ПО

От скорости Интернет-соединения

58. Озу это память в которой хранится:

Информация о файловой системе

Выполняемый машинный код

Кэшированные данные процессора

59. Первая ЭВМ называлась:

60. Для выхода на поисковый сервер необходимо:

Зайти в браузер

Ввести запрос в поисковом меню

Вписать в адресную строку браузера адрес поискового сервиса

61. Дисковод это устройство для:

Чтения информации со съемного носителя

Записи информации на запоминающее устройство

Соединения с LAN

62. Процессор обрабатывает информацию:

В текстовом формате

В двоичном коде

На языке Pascal

63. При отключении компьютера информация:

Удаляется с HDD

Сохраняется в кэше графического процессора

Удаляется с памяти ОЗУ

64. Протокол маршрутизации ip обеспечивает:

Пересылку информации в компьютерных сетях

Возможность связи нескольких компьютеров и их данных в одну общую сеть

Кодировку и дешифровку данных

65. Во время исполнения прикладная программа хранится

В кэш-памяти ядра

В памяти ОЗУ

В памяти винчестера (жесткого диска)

66. За минимальную единицу измерения количества информации принято считать:

Килобит

67. При выключении компьютера вся информация стирается:

В памяти оперативного запоминающего устройства

Не стирается

С памяти HDD

68. Первая ЭВМ в нашей стране называлась:

69. Компьютер, подключенный к интернету, обязательно имеет:

Связь с удаленным сервером

Доменное имя

70. Прикладное программное обеспечение это:

Программа общего назначения, созданная для выполнения задач

Каталог программ для функционирования компьютера

База данных для хранения информации

71. Первые ЭВМ были созданы в:

72. Служба ftp в интернете предназначена:

Для распространения данных

Для соединения с Интернетом

Для сохранения данных в облаке

73. Массовое производство персональных компьютеров началось:

Середина 80-х

60-70 года

В начале 2000 года

74. Электронная почта позволяет передавать:

Текстовые сообщения и приложенные файлы

Только текстовые сообщения

Только приложенные файлы

75. База данных это:

Модель в которой упорядоченно хранятся данные

Программа для сбора и хранения информации

Таблица с данными в формате Exсe

76. Среди архитектур ЭВМ выделяют:

Стационарные, портативные, автономные

Массивно-параллельные, симметричные многопроцессорные, распределенные

Выделенные, разделенные, параллельно-ответвленные

77. Энергонезависимыми устройствами памяти персонального компьютера являются:

Жесткий диск

Оперативная память

Стриммер

78. Система программирования предоставляет программисту возможность:

Проводить анализ существующих тематических модулей и подмодулей

Автоматически собирать разработанные модули в единый проект

Автоматизировать математические модели тех или иных явлений

79. Сжатый файл представляет собой файл:

Который давно не открывали

Зараженный вредоносным вирусом

Упакованный при помощи программы-архиватора

80. Какую функцию выполняют периферийные устройства?

Ввод и вывод информации

Долгосрочное хранение информации

Обработка вновь поступившей информации и перевод ее на машинный язык

81. Что не характерно для локальной сети?

Высокая скорость передачи сообщений

Обмен информацией и данными на больших расстояниях

Наличие связующего звена между абонентами сети

82. Системная дискета необходима для:

Первичного сохранения важных для пользователя файлов

Удаления вредоносного программного обеспечения с компьютера

Первоначальной загрузки операционной системы

83. Электронные схемы для управления внешними устройствами - это:

Контроллеры

Клавиатура и мышь

Транзисторы и системные коммутаторы

84. Привод гибких дисков – это устройство для:

Связи компьютера и съемного носителя информации

Обработки команд ввода/вывода данных с компьютера на бумагу

Чтения и/или записи данных с внешнего носителя

тест 85. Адресуемость оперативной памяти означает:

Наличие номера у каждой ячейки оперативной памяти

Дискретное представление информации в пределах всех блоков оперативной памяти

Свободный доступ к произвольно выбранной ячейке оперативной памяти

86. Разрешающей способностью монитора является:

Количество четко передаваемых цветов

Количество точек (пикселей) изображения в горизонтальном и вертикальном направлениях

Величина диагонали

87. Первоначальный смысл слова «компьютер» - это:

Многофункциональный калькулятор

Разновидность кинескопа

Человек, выполняющий расчеты

88. Зарегистрированные сигналы – это:

Потоки электромагнитных волн

Способ передачи информации на большие расстояния

89. Модем – это устройство, предназначенное для:

Преобразования текстовой и графической информации в аналоговую

Организации цифровой связи между двумя компьютерами посредством телефонной линии

Обеспечения выхода в интернет для ЭВМ

90. Генеалогическое дерево семьи является … информационной моделью

Ветвящейся

Сетевой

Иерархической

91. Com порты компьютера обеспечивают:

Передачу данных между компьютером и телефонами, карманными компьютерами, периферийными устройствами

Доступ в интернет

Подключение внешнего жесткого диска

92. Почтовый ящик абонента электронной почты представляет собой:

Участок оперативной памяти почтового сервера, отведенный конкретному пользователю

Участок памяти на жестком диске почтового сервера, отведенный конкретному пользователю

Специальное устройство для передачи и хранения корреспонденции в электронной форме

93. Расширение файла как правило характеризует:

Тип информации, содержащейся в файле

Назначение файла

Объем файла

94. Программное управление работой компьютера предполагает:

Последовательность команд, выполнение которых приводит к активации определенной функции компьютера

Использование операционной системы, синхронизирующей работу аппаратных средств

Преобразование аналогового информационного сигнала в цифровой

тест-95. К основным характеристикам процессора не относится:

Объем оперативной памяти

Тактовая частота

Частота системной шины

96. Тип шрифта TrueType означает, что:

Набранный этим шрифтом текст будет выглядеть одинаково и на мониторе, и в распечатанном виде

Набранный этим шрифтом текст подлежит редактированию в любом текстовом редакторе

Данный шрифт был использован по умолчанию при первичном создании документам

97. Web-страницы имеют расширение:

98. Технология Ole обеспечивает объединение документов, созданных:

В любом из приложений Microsoft Office

Любым приложением, удовлетворяющим стандарту CUA

В виде графического потока информации

99. Текстовые данные можно обработать:

Мильтиофисными приложениями

Гипертекстовыми приложениями

Тестовыми редакторами

100. Виртуальное устройство – это:

Смоделированный функциональный эквивалент устройства

Сетевое устройство

Разновидность ЭВМ

101. Файловая система – это:

Способ организации файлов на диске

Объем памяти носителя информации

Физическая организация носителя информации

102. Полный путь к файлу задан в виде адреса D:\Doc\Test.doc. Назовите полное имя файла:

D:\Doc\Test.doc

103. Исходя из признака функциональности различают программное обеспечение следующих видов:

Прикладное, программное, целевое

Прикладное, системное, инструментальное

Офисное, системное, управляющее

105. Какую структуру образуют папки (каталоги)?

Реляционную

Системную

Иерархическую

тест_106. К обязательным критериям качества программного обеспечения относится:

Надежность

Универсальность

Простота применения

107. На физическом уровне сети единицей обмена служит:

108. Укажите различие между информационно-поисковой системой и системой управления базами данных:

Запрещено редактировать данные

Отсутствуют инструменты сортировки и поиска

Разный объем доступной информации

109. Процесс написания программы никогда не включает:

Записи операторов на каком-либо языке программирования

Отладку кода

Изменения физического окружения компьютера

110. Многократное исполнение одного и того же участка программы называют:

Циклическим процессом

Регрессией

Повторяющимся циклом

111. Что обеспечивает система электронного документооборота?

Перевод документов, созданных рукописным способом, в электронный вид

Управление документами, созданными в электронном виде

Автоматизацию деятельности компании

112. URL-адрес содержит сведения о:

Типе файла и его местонахождении

Местонахождении файла и языке программирования, на котором он создан

Типе файла и типе приложения

113. Главная функция сервера заключается в:

Передаче информации от пользователя к пользователю

Хранении информации

Выполнении специфических действий по запросам пользователей

114. Сетевая операционная система реализует:

Связь компьютеров в единую компьютерную сеть

Управление ресурсами сети

Управление протоколами и интерфейсами

115. Взаимодействие клиента с сервером при работе на WWW происходит по протоколу:

тест*116. Архив (база) FTP – это:

База данных

Web-сервер

Хранилище файлов

117. На этапе отладки программы:

Проверяется корректность работы программы

Проверяется правильность выбранных данных и операторов

Выполняется промежуточный анализ эффективности программы

МАОУ «Чердынская СОШ им. А. И. Спирина», г. Чердынь

Билалова Светлана Владимировна

Дети учатся в тысячу раз успешнее,

если им дают возможность самостоятельно

исследовать основы изучаемого материала.

Питер Клайн

3 класс

    Предмет: Информатика и ИКТ

    Тема: «Действия с информацией»

    Тема урока: «Работа со словарем, контрольная работа »

Цели урока:

    обобщить знания учащихся по теме «Действия с информацией»,

    систематизировать понятия этой темы;

    закрепить представление о разных видах действий с информацией;

    совершенствовать навыки выполнения действий с информацией;

    расширить представление о компьютере как об универсальном инструменте для выполнения действий с информацией.

Педагогические задачи урока :

    актуализировать словарный запас терминов по информатике;

    совершенствовать навыки самостоятельного выполнения заданий;

развивать информационную культуру учащихся.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

иметь представление о многообразии видов действий с информацией;

    уметь называть действия с информацией;

    иметь представление о сборе информации;

    владеть простейшими навыками представления информации в различных формах;

уметь приводить примеры носителей информации;

    уметь выполнять кодирование и декодирование информации;

    иметь простейшие навыки обработки числовой, текстовой, графической информации.

Ключевые понятия: сбор информации, представле­ние, кодирование, декодирование, хранение, обработка.

Вспомогательные (дополнительные) понятия:

действия с информацией, наблюдение, преобразование, формы представления, способы представления, код, правило, носители информации, виды информации, числовая информация, графическая информация, тек­стовая информация.

Общая характеристика урока:

    стратегия - индивидуально-соревновательная, самоконтроль.

Материальное обеспечение урока : учебник (глава 2), рабочая тетрадь № 1, тестовое задание, диагнос­тическая карта, ЭОР.

Примерный план урока

    Организационный момент (1-2 мин).

    Повторение с элементами обобщения (3-4 мин).

    Тестирование, проверка, обсуждение результатов (5-7 мин).

    Выполнение заданий в рабочей тетради (7-10мин).

    Физкультминутка (2-3 мин).

    Компьютерный практикум (10 мин).

    Обобщение и подведение итогов, комментарий к контрольной работе (3 мин).

    Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).

Ход (сценарий) урока

Для организации повторения материала учитель может использовать материалы учебника «Теперь мы знаем» (стр. 74) и «Новые слова и термины» (стр. 75).

В рамках повторения учитель проводит небольшой тест для самоконтроля знаний учащихся. Бланк с тес­товым заданием может выглядеть так:

Я знаю, что...

Отметка

с информацией можно выполнить много различ­ных действий

действиями с информацией являются сбор, пред­ставление, кодирование и декодирование, хране­ние, обработка

человек собирает информацию, когда читает га­зету, смотрит телевизор, обменивается новостя­ми с другим человеком, наблюдает за природой

при кодировании сообщения происходит преоб­разование информации из одной формы в другую

для кодирования текстовой и числовой информа­ции можно использовать кодовые таблицы соот­ветствия

текстовую, графическую, числовую и звуковую ин­формацию можно записать и хранить на носителе информации

носители информации содержат различные зна­ки: цифры, буквы, текст, рисунки

человек может обрабатывать любую информацию

компьютер может обрабатывать числовую, графи­ческую и текстовую информацию

при обработке информации не всегда сохраняет­ся смысл и форма представления

Всего баллов:

Учащиеся получают бланк с утверждениями и от­мечают цифрой «+», если понимают, о чем идет речь, или «-» в противном случае. Бланки сдаются учителю, который проверяет их и делает вывод об усвоении темы учащимися. Учащийся, проставивший меньше шести «1», не готов к контрольной работе, и учитель должен дать ему индивидуальное задание.

Решение информационных задач

Компьютерный практикум

Для работы на компьютере желательно использовать различные задания на кодирование и декодирова­ние сообщений.

Подведение итогов

Подводить итоги урока следует с активным участием детей. С их помощью следует сформулировать, чему они научились и что нового узнали о действиях с ин­формацией.

Учитель характеризует уровень готовности класса к контрольной работе и дает конкретные рекомендации по домашней подготовке к ней.

Домашнее задание

    В рабочей тетради № 1 выполнить задания, указанные учителем.

    Выполнить индивидуальное задание для подготовки к контрольной работе.

    Записать в рабочую тетрадь новые слова и термины.

Контрольная работа к главе 2

Цели урока:

    проверить уровень усвоения пройденного материала по теме «Действия с информацией»;

    провести диагностику и оценить результаты обучения.

Педагогические задачи урока:

    формировать ответственность учащихся за результаты учебной деятельности;

    развивать навыки самостоятельного планирования своей деятельности в условиях ограниченного времени урока;

    совершенствовать навыки самоконтроля.

Общая характеристика урока:

    форма организации - самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов;

    тип урока - контрольный и обобщающий;

    стратегия - индивидуально-соревновательная, диагностическая.

Примерный план урока.

    Организационный момент.

    Комментарий учителя.

    Выполнение заданий.

    Физкультминутка.

    Компьютерный практикум.

Ход (сценарий) урока

Для выполнения контрольной работы учитель раздает учащимся бланки с заданиями и кратко ком­ментирует их. Учащиеся приступают к выполнению заданий после того, как учитель убедился, что дети поняли, как надо выполнять работу. Учитель может сообщить, на какое количество времени рассчитаны за­дания контрольной работы.

Решение информационных задач

Учащиеся выполняют задания контрольной работы. При необходимости учитель дает пояснения отдельным учащимся. После выполнения заданий учащиеся прове­ряют свою работу и сдают учителю.

Компьютерный практикум

Работа с ЭОР.

Подведение итогов

Учитель проверяет работы учащихся, обсуждает с ними типичные ошибки, выставляет оценки.

Правильные ответы

Вариант 1

1. Соедини стрелками по смыслу. 2. Соедини стрелками по смыслу.


3. Представь рисунком, текстом и числом инфор­мацию о том, что за окном растут дуб и берёза, а между ними - рябина.

    Соедини стрелками по смыслу.


6.Понаблюдай за изменениями в картинках - собери информацию и представь её текстом.

Учащиеся описывают надвигающуюся грозу и поведение одуванчика.

7
. Соедини стрелками по смыслу рисунки и тексты.

Вариант 2

1. Соедини стрелками по смыслу. 2. Соедини стрелками по смыслу



3. Представь рисунком, текстом и числом инфор­мацию о том, что на книжной полке три книги стоят и две лежат.

4. Соедини стрелками. Укажи порядок действий для сбора и хранения информации.

5. Соедини стрелкой по смыслу.

6. Понаблюдай за изменениями в картинках - собери информацию и представь ее текстом.

Дети описывают, как подсолнух поворачивается вслед за солнцем.

7
. Соедини стрелками по смыслу рисунки и текст

Обобщение и подведение итогов.

Все, что нас окружает - это своего рода информация, которую мы воспринимаем различными органами чувств. Мы видим цвета, чувствуем запах, слышим разговоры и другие звуки - это все информация.

Сейчас мы поговорим о данных с точки зрения предмета информатика. Какие действия с информацией мы можем совершать и делаем это ежедневно, не осознавая данного факта? Рассмотрим само основное понятие, классификацию данных. Перед тем как переходить к вопросу о том, какие действия с информацией мы можем совершить, предлагаем вашему вниманию небольшое вступление, а именно азы информатики.

Информация

Действия с информацией многочисленны: получение, обработка, хранение, передача. Наверняка все это знают, но вот что же такое информация? Не каждый задумывался над этим вопросом.

Важно запомнить то, что любая информация обязательно связана с какими-либо данными. Она может быть как зависимой, так и нет, взаимосвязанной с другими данными или информацией, может обладать стоимостными характеристиками и так далее. Это небольшой перечень свойств.

Абсолютно вся информация делится на:

  • Массовую.
  • Специальную.
  • Личную.

К первой категории относятся средства массовой информации, мы ими пользуемся каждый день: смотрим телевизор, читаем газеты и журналы, а в нашем веке вся основная информация черпается из всемирной паутины под названием Интернет. Специальная информация включает в себя научные, технические, управленческие данные, которые далеко не каждому доступны. О личной информации и говорить не стоит, всем и так понятно, что это неразглашаемые данные, которыми распоряжается один человек. Перед тем как мы рассмотрим действия с информацией, предлагаем познакомиться с ее классификацией. Различные источники предлагают множество вариаций, сопоставив несколько возможных, мы приведем вариант, описанный в следующем пункте.

Классификация

Для начала важно знать, что вся информация делится на две большие группы, разбитые по форме представления: дискретная и аналоговая. Если брать примеры, то к первой группе относятся количества преступлений, то есть информация меняется, а ко второй - скорость автомобиля на определенном промежутке пути.

Также информацию можно разделить, учитывая область возникновения: элементарная, биологическая, социальная. К первой группе относятся действия неодушевленных предметов, ко второй - процессы живого мира, а третья отображает процессы человека и общества в целом.

Уже в прошлом пункте мы привели один из вариантов классификации, который отображает назначение. Мы разделили информацию на: массовую, специальную и личную.

Перед тем как выделить действия с информацией, разберем классификацию, которая наиболее часто встречается в курсах информатики и ИКТ, то есть разделение по способу кодирования:

  • Символьная.
  • Текстовая.
  • Графическая.

Действия

  • Получение.
  • Обработка.
  • Хранение.
  • Передача.

Мы предлагаем каждую операцию рассмотреть отдельно, для более близкого и осмысленного знакомства.

Получение информации

В прошлом пункте мы выделили основные операции, важно отметить тот факт, что последовательность действий с информацией там выбрана такая неслучайно. Это правильная последовательность работы с информацией.

Первой в нашем списке идет операция получения. Информация разная и приходит она к нам различными способами, а именно выделяют такие методы:

  • Эмпирические.
  • Теоретические.
  • Смешанные.

Первый метод построен на получении любых эмпирических данных, которые возможно получить с помощью некоторых действий: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, опрос, тестирование, интервью и так далее.

Ко второй группе относятся методы построения теорий, а третья сочетает в себе и первые и вторые методы.

Обработка

Сначала идет получение информации, затем обязательно нужна обработка. Этот процесс происходит в несколько этапов. Разберем на примере предприятия. Весь процесс начинается со сбора данных. Любая фирма в ходе своей деятельности сопровождает каждое действие записью данных. Для обработки данных используют операцию классификации, как известно, вся информация представляет собой коды, состоящие из одного или нескольких символов. Если рассматривать начисление заработной платы, то запись будет состоять (примерно) из табельного номера, кода подразделения, кода должности и так далее. Исходя из этой информации и начисляется заработная плата работнику.

Хранение

Обработка и - это очень важные процессы, один из которых мы уже разобрали. Переходим к следующему этапу. Зачем мы храним информацию? Это связано с тем, что практически все данные нужны неоднократно. Любая сохраненная информация - это «след», и совсем неважно, о каком носителе идет речь, ими могут быть и камни, и дерево, бумага, пленка, диск и так далее, всех не перечислишь. Если смотреть на лист, камень с вырезанными буквами, то здесь все просто - мы видим информацию невооруженным глазом. А вот что касается дисков, пленок, флеш-накопителей, то с этим немного сложнее, нужны специальные приборы для считывания информации. Но в этом и кроется некий плюс, то есть запись или считывание может быть полностью автоматизированным процессом.

Передача

Это процесс, в ходе которого информация перемещается в пространстве, он включает несколько компонентов: источник, получатель, носитель, среда передачи данных. Рассмотрим на элементарном примере. Вы записали фильм на диск и отнесли его вашему другу. Это где участвуют источник - ваш компьютер, носитель - диск, получатель - друг. Так же происходит этот процесс и при передаче данных через интернет, только вам ходить никуда не надо.