Использование возможностей дистанционного обучения. Формы дистанционного обучения

19.07.2023
Использование возможностей дистанционного обучения

В информационном обществе в роли ведущих требований при оценке уровня подготовки выпускников выступают ключевые компетентности. Под компетентностью понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению. Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести:

    Мультимедийная технология.

    Дистанционные образовательные технологии.

Формированию информационно-коммуникативных компетентностей способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.

Модернизация общего образования требует от учителя высокого уровня преподавания с использованием различных методик и технологий обучения. В условиях вариативности и разноуровневости образования умение применять инновационные технологии и их элементы помогают преподавателю добиваться высокого качества обучения. Они способствуют рациональному проектированию учебного процесса и эффективной реализации намеченных целей и задач обучения.

Использование ЦОР и ЭОР предоставляет учащимся: доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, способствуют повышению качества знаний, реализации творческого потенциала учащихся и преподавателя.

ИКТ интересны и тем, что данные технологии постоянно развиваются. Познакомилась и внедряю на практике методику web – квестов. Данная методика универсальна и очень проста, для ее применения необходим лишь компьютер с выходом в Интернет.

Web – квесты представляют собой мини – проекты, основанные на поиске информации в сети Интернет.

Алгоритм работы с web – квестом отражает последовательность мыслительных операций в процессе исследовательско–ориентированной деятельности: постановка проблемы, ознакомление с заданиями web – квестов, выполнение задания на основе ресурсов сети Интернет, оформление работы, обсуждение результатов деятельности.

Задания web – квестов представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов сайтов в Интернете, где можно получить необходимую информацию.

Учащиеся знакомятся с заданиями web – квестов, выполняют задания на основе ресурсов Интернета, оформляют результаты деятельности в виде презентации Power Point.

Вопросы web – квестов подбираются учителем так, чтобы на них не было прямого ответа в учебнике, чтобы при посещении сайта ученик был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит. Работа над вопросами должна углублять знания учащихся, расширять их кругозор и развивать эрудицию.

В ходе выполнения задания ученики по согласованию с учителем могут расширить рамки своей работы. Весь накопленный материал (в том числе необходимые для презентации рисунки, схемы, уравнения реакций) учащиеся помещают в созданные ими папки.

На этапе оформления работы ученики отбирают из накопленного материала самую значимую информацию и представляют её в виде презентации Power Point.

Учитель выполняет роль консультанта, поскольку надо научить каждого правильно и достойно представить результаты своей деятельности. Это конструктивный подход к обучению. Ученики не только собирают и систематизируют информацию, полученную не от учителя, а из Интернета, они направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу. Интернет здесь является средством, которое делает урок более продуктивным, а работа учащихся превращается в творчество.

Например: домашнее задание по теме «Соли серной кислоты», 9 класс: выполните задание по web-квесту:

Это интересно

в заливе Кара-Богаз-Гол в воде содержится 30% глауберовой соли при температуре +5°С эта соль выпадает в виде белого осадка, как снег, а с наступлением тёплого времени соль снова растворяется. Так как в этом заливе глауберова соль то появляется, то исчезает, она была названа мирабилитом, что означает «удивительная соль». Какая формула мирабилита?

Почему можно перевозить концентрированную серную кислоту в стальных цистернах?

Реагирует ли концентрированная серная кислота с неметаллами? Докажите.

Что такое олеум?

Как образуются «кислотные дожди»?

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал основной формой итоговой государственной аттестации всех выпускников школ Российской Федерации, инструментом, с помощью которого можно оценить знания обучающихся. По результатам ЕГЭ осуществляется приём абитуриентов во все российские ВУЗы.

Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на ЕГЭ?

Я работаю в общеобразовательных классах. Изучение химии в нашей школе идет на базовом уровне. Известно, что заниматься учащийся начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Бывают даже случаи, что, к сожалению, не редкость, когда родители ребенка «хватаются за голову» за несколько месяцев до экзамена. Для того чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ использую возможности дистанционного обучения .

У дистанционного обучения есть свои положительные стороны. Обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию более яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика и учителя. Доступность и открытость обучения - возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, совмещая с основной деятельностью. Обучение в любом месте в любое время позволяет выработать индивидуальный график обучения.

Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер, оно более гибкое, так как обучающийся сам определяет темп обучения, может по несколько раз возвращаться к отдельным урокам, тестам, заданиям. Такая система обучения заставляет заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования и самоконтроля.

Направления дистанционного обучения школьников:

    углубленное изучение тем, разделов школьной программы или вне школьного курса;

    ликвидация пробелов в знаниях, умениях учащихся по определенным темам;

    подготовка учащихся, не имеющих возможности посещать школу в течение какого-то периода времени;

    дополнительное образование по интересам;

    подготовка учащихся к экзаменам.

Для создания и функционирования информационно-образовательной среды использую платформу АИС «Сетевой город. Образование» и образовательный портал для подготовке к экзаменам "Решу ЕГЭ". Эти системы имеют все необходимые средства для реализации дистанционного обучения, включая:

    средства коммуникации, в том числе личные сообщения и форумы;

    базы данных преподавателей, обучающихся, информационных и учебных материалов;

    средства размещения информационных и учебных материалов;

    электронные журналы успеваемости обучающихся;

    средства совместной проектной деятельности обучающихся, например, сервис Wiki (вики), портфолио проектов;

    средства контроля выполнения заданий обучающимися, в том числе тестирование.

Кроме АИС и "Решу ЕГЭ". при использовании ДОТ используем вспомогательные технологии и средства:

    видеоконференцсвязь, например, систему TrueConf или Skype;

    сайт школы или учителя.

Механизм организации дистанционного обучения на сайте "Решу ЕГЭ":

    Учитель составляет тест из необходимого количества случайно выбранных системой заданий по той или иной теме. Можно так же создать тест из подобранных заданий, указав их номера по каталогу или добавив в систему свои собственные задания.

    Для каждой работы система выдает индивидуальную ссылку, содержащую номер варианта, который учитель сообщает учащимся. Учащиеся (дома или в школе) вводят полученную ссылку, проходят тестирование и сохраняют результаты.

    Можно заранее создать группу учащихся и добавить в них учащихся, зная их логины (электронные адреса) в системе. Но необходимости предварительно вводить в систему фамилии и имена учащихся нет: их результаты появятся в системе автоматически, как только они выполнят и сохранят составленную учителем работу.

    Система автоматически проверяет решения заданий частей А и В, а также выводит на экран учителю загруженные учащимися решения заданий части С. Учитель может просмотреть, оценить и прокомментировать их.

    Сводные результаты выполнения работ по каждой созданной учителем группе учащихся автоматически заносятся в классный журнал. Если учащиеся несколько раз выполнят одну и ту же работу, в журнал будут внесены все их результаты. Результаты можно экспортировать в электронные таблицы Эксель.

Результативность и эффективность дистанционного обучения при подготовке к ЕГЭ:

    Повышение среднего балла ЕГЭ по химии с 52,8 (2014г) до 61,86 (2015г.).

    Совершенствование информационно-коммуникативных компетентностей учащихся и педагогов.

    Развитие самостоятельности и самосовершенствования.

Зам. по УВР: _____________________/ Батыршина А.М./

Эссе: «Технологии дистанционного обучения»

Развитие дистанционного обучения помогает решить ряд задач:

Повышение уровня образованности общества и качества образования;

Реализация потребностей населения в образовательных услугах;

Повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора;

Сохранение и приумножение знаний;

Развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения образования в любой точке образовательного пространства.

На сегодняшний день существует большой выбор технических средств, который помогает решать эти задачи. Наиболее популярными являются: электронная почта, блог, видео- и голосовая связь.

Использование электронной почты в дистанционном обучении.

Возможности использования электронной почты:

с помощью электронной почты преподаватель может немедленно распространить ответы на наиболее часто возникающие вопросы, причем не только тем, кто спрашивал, но и всем остальным;

электронная почта позволяет снять барьеры, мешающие обучаемому задать вопросы, связанные с проблемами, лежащими вне изучаемой дисциплины;

электронная почта может качественно изменить управление учебно-воспитательным процессом, давая возможность заблаговременно распространять результаты аттестации, распоряжения и другую информацию административного характера;

с помощью электронной почты обучаемые могут объяснить причины своего отсутствия на занятиях, посылать уведомления о болезни, текущие отчеты о практике, проходящей в отдаленных местах, и т.п.;

возможность встраивания доступа к электронной почте в обучающие программы, с тем чтобы обучаемый имел возможность если и не получить консультацию, то хотя бы задать своему педагогу вопрос в случае возникновения затруднений.

Возможности Skype в дистанционном обучении.

Skype - это возможность дистанционно обучаться по любой дисциплине и получать ценные навыки.

Появляется возможность видео- и голосовой связи с учеником, что максимально приближено к очному общению и в основном носит индивидуальный порядок. Возможность заниматься в любое удобное время. У учителя появляется возможность составить индивидуальную программу для каждого обучающегося, опираясь на его уровень знаний, задачи и цели.

Использование данной программы подразумевает повышенные требования к интернет соединению.

Информационно-образовательная среда vacad.ru

Основная цель ИОС – обеспечение перехода образования в новое качество: в состояние соответствующее информационному обществу.

Дистанционное обучение организуется с помощью специализированной информационно-образовательной среды (ИОС), которая представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения,

ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей

пользователей.

Информационно-образовательная среда vacad.ru – это е диный информационный ресурс, позволяющий организовать дистанционное обучение.

Учебно-методические материалы и практические задания для самостоятельной работы расположены на сервере Центра и доступны для

работы. Использование сетевых технологий позволяет не только представлять обучающимся учебный материал в различных формах и видах, но и организовывать управляемый учебный процесс, осуществляемый под руководством преподавателя.

В свой блог преподаватель может поместить следующие материалы:

Учебный план обучающегося,

Программу учебного предмета (дисциплины),

Учебник по учебному предмету (дисциплине),

Практикум или практическое пособие,

Тестовые материалы для контроля качества усвоения материала,

Учебные дидактические пособия и задачники - позволяющие обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и педагогические возможности дистанционного обучения в ходе исследовательской деятельности обучающихся

В настоящее время границы современного образовательного пространства расширяются. Сегодня педагоги используют Интернет, который выполняет многообразные функции: информационную (поиск, получение,...

Информация об использовании возможностей дистанционного обучения в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку

Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п. Ресурсы сети Интернет:- Творческие конкурсы исследовательских раб...

«Электронные средства обучения как возможность дистанционного обучения учащихся»

В статье представлена роль дистанционного обучения как способа обучения учащихся в современной школе....

О ходе реализации личной методической темы: «Мотивация самостоятельной учебной работы студентов через совершенствование возможностей дистанционного обучения в техникуме»

Студенты СПО должны формировать соответствующие компетенции не только на уроках, но и в процессе внеаудиторной самостоятельной работы. В процессе апробации различных форм самостоятельной работы был сд...

Совместная научная статья преподавателей ОБПОУ "КМТ" и ФГБОУ ВО "КГУ"Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспе...

Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанци...


Давайте для начала разберемся, а что же это – дистанционное образование? В настоящее время под термином дистанционное образование понимается внушительное многообразию обучающих курсов, программ и лекций, и его популярность подобного вида обучения растет.

Дистанционное обучение — это в первую очередь взаимодействие учащихся и учителя между собой на расстоянии (дистанционно), при этом такое ДО отражает практически все присущие учебному процессу компоненты (методы, цели, организационные формы, содержание, а часто и средства обучения) и реализуемое специфичными средствами телекоммуникационных технологий, предусматривающими обучения.

Отдельно стоит отметить, что дистанционное обучение — это в основном самостоятельная форма обучения, главным средством которого являются информационные технологии.

Как появилось дистанционное обучение?

Ближе к началу восьмидесятых годов двадцатого века, прогресс в сфере коммуникаций позволил использовать новые способы передачи данных и спутниковую связь, чтобы проводить обучение студентов, аспирантов или персонала (в случае корпоративного обучения) на совершенно новом, доселе невиданном уровне – теперь было неважно, где находится человек, важно было лишь наличие сети для коммуникаций с обучаемыми.

В наше время интернет-технологии позволили обучаться дистанционно большинству желающих , образовав огромную сеть с беспрецедентным количеством информации и вовлеченных в обучение студентов и преподавателей. Еще каких-то 50 лет назад такое было невозможно представить, а теперь это реальность, которая претендует на главенствующую роль в образовании. Вот так дистанционное обучение появилось, заявило о себе и продолжает уверенно занимать свою долю планеты. На сегодняшний день, чтобы преуспеть в любом деле, необходимо постоянно развиваться, учиться и овладевать новыми знаниями и информацией, повышая свою профессиональную планку — всё это позволяет сделать возможным дистанционное образование.

Понятие дистанционного обучения охватывает как стандартные программы по повышению уровня квалификации, так и полноценные курсы высшего образования, во время которых реализуются способы тесного контакта студентов с преподавателями и сокурсниками, практически по аналогичной схеме, используемой и во время очного обучения. Однако во время дистанционного обучения образовательные учреждения могут задействовать и использовать гораздо более широкий инструментарий: специально подобранные и оптимизированные под студентов компьютерные программы, конференц-связь, электронную почту, онлайн-мессенджеры, а если говорить о материальной базе, то для обеспечения интерактивности процесса ДО служат персональные компьютеры, смартфоны и даже (VR).

С началом 21 века такой тип образования набирает популярность и в нашей стране и в мире! Основным преимуществом ДО является то, что это очень удобная и гибкая форма обучения. Сами посудите, ведь дистанционное обучение позволяет обеспечить:

  • экономию времени (не требуется тратить время на поездки к месту учёбы);
  • снижение затрат на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений);
  • возможность одновременного обучения большого количества учащихся;
  • повышение качества обучения за счет применения современных средств и технологий;
  • мгновенный доступ к объёмным электронным библиотекам и базам знаний;
  • создание единых, либо отраслевых образовательных сред и методик.

Выгода и экономия подобного подхода говорят сами за себя.

Характерные черты дистанционного образования

Полноценный курс дистанционного образования не только предоставляет , открывая студентам учебные материалы, но и организует процесс обучения таким образом, чтобы студентам было доступно и интересно. Только обеспечив интерес к предметам, азарт и жажду знаний, можно добиться от студентов хорошей успеваемости. Поэтому хорошая программа дистанционного образования нацелена именно на полное вовлечение и погружение студентов в образовательный процесс и дальнейшее самообразование.

Вопреки расхожему мнению, дистанционный курс образования не должен вселять в своих студентов чувство разобщенности, одиночества или изоляции, напротив, самая лучшая программа та, которая найдет методы и приемы для создания атмосферы присутствия, сотрудничества и кооперации, наподобие той, что предоставляют в настоящий момент многопользовательские онлайн игры (ММО).

Совет абитуриентам: если прямо сейчас вы решитесь выбрать программу дистанционного образования, спросите уже обучающихся студентов, как проходит их обучение, как подается материал, как они получают дополнительные консультации и помощь от преподавателей.

Вы должны быть твердо уверены, что вам предоставят полную онлайн-поддержку, окажут любое информационное содействие и дадут исчерпывающую консультацию по любому интересующему вас вопросу учебной программы.

Формы дистанционного образования

Помните, мы уже говорили, что нормальная программа дистанционного образования должна иметь при себе огромный спектр методов доставки учебной информации студенту? На вооружение ДО уже сейчас стоят аудио/видео-конференции, интернет-чаты, электронная почта, телефоны/факс и так далее.

  • Чат-занятие — учебные мероприятия, которые проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату и педагоги и учащиеся. Во многих дистанционных учебных заведений существуют, так называемые чат-школы и чат-кабинеты.
  • Веб-занятие — уроки, лабораторные работы, семинары, конференции, деловые игры, практикумы и другие формы дистанционных учебных занятий с помощью возможностей сети Интернет. Возможно как синхронное, так и асинхронное взаимодействие учеников и педагогов.
  • Телеконференция — проводится с использованием рассылок по электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Данный вид дистанционного обучения очень популярен в Европе для получения дополнительного (второго) образования жителей ЕС. Студенты, регулярно выполняя практические «домашние задания», получают навыки, совмещая теоретические знания с практическими упражнениями.
  • Телеприсутствие — один из экспериментальных способов дистанционного обучения на базе формирования атмосферы присутствия. То есть у обучаемых, находящихся вне помещения класса, создается ощущение личного присутствия внутри аудитории.

Отметим также, что программы могут быть единовременными/синхронными – когда необходима совместная, одновременная связь студентов и их преподавателей, чтобы взаимодействовать в режиме реального времени (например, опрос по семинару, конференции и тому подобное). В таких случаях пользуются методами видеоконференции и интерактивного телевидения.

Также программы могут быть и «неодновременными», то есть асинхронными – в этом случае у студента есть возможность найти удобное для себя время, чтобы отработать материал программы обучения. Такой подход отличается большей эластичностью, а взаимодействие осуществляется с помощью интернет-ресурсов и отсылкой материалов лично преподавателю через электронную почту.

Широкое применение в системе образования информационных и телекоммуникационных технологий создало предпосылки для активного использования в учебном процессе дистанционного обучения (ДО). Этот термин, появившийся в отечествен ном педагогическом контексте сравнительно недавно, имеет англоязычные корни. До начала 90-х годов XX в. в литературе использовалась русская «калька» словосочетания «distant learning» - «дистантное обучение». Позднее стала употребляться более характерная для нашего языка форма «дистанционное обучение», т.е. обучение на расстоянии.

Дистанционное обучение можно определить как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. ДО представляет собой:

Обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно (Е.С.Полат);

Комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования (Ю.А.Первин);

Новую ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники (Л. П. Давыдов);

Синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению (А. А. Андреев).

ДО сохраняет преимущества, присущие традиционным фор-Мам обучения: контакты с преподавателями и слушателями, контроль за правильностью усвоения материала. Кроме того, оно обладает рядом достоинств: свободный график обучения; независимость от места расположения; экономия транспортных расходов; Удобный вид представления материалов; индивидуальный темп обучения; отсутствие ограничений на возраст, коммуникабельность, здоровье.

Долговременная цель развития ДО в мире - дать возможность обучающемуся в любом месте пройти курс обучения любого колледжа или университета. В 1994 г. в России была принята Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования, созданы Евразийская Ассоциация дистанционного обучения, Ассоциация международного образования, разработана Концепция создания и развития системы дистанционного обучения в Российской Федерации.

Дистанционное обучение открывает новые перспективы профессионально-личностного развития для лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, но не имеющих возможность получить их традиционным,способом:

Абитуриентов, готовящихся к поступлению в вузы;

Молодежи, вынужденной совмещать учебу с работой в силу ограниченной пропускной способности вузовской системы или по семейным обстоятельствам;

Лиц, имеющих медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях;

Военнослужащих, офицеров, увольняющихся в запас, и членов их семей; офицеров и солдат срочной службы МВД и погранвойск;

Высвобождающихся специалистов конверсионных предприятий ВПК;

Лиц всех возрастов, проживающих в отдаленных регионах страны.

Можно выделить следующие принципы организации дистанционного обучения:

гибкость, проявляющуюся в отсутствии регулярных занятий в виде лекций, семинаров и свободном выборе времени, необходимого для освоения курса; модульность, выражающуюся в том, что каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области; параллельность, связанную с тем, что обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью;

дальнодействие, заключающееся в отсутствии препятствий в виде расстояния от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения;

асинхронность, подразумевающую возможность реализации технологий обучения и учения независимо во времени;

массовость, означающую некритичность параметра «количество обучающихся»;

рентабельность, предполагающую экономическую эффективность ДО1;

широкое применение новых информационных технологий. Существует множество организационных моделей ДО: по принципу экстерната, университетское, на основе автономных обучающих систем, интегрированное обучение с использованием мультимедийных программ, неформальное и др. Преподавателя в системе ди станционного обучения называют тьютором, а процесс педагогической деятельности - тьюториалом. Появление в современной практике электронных тьюторов (интеллектуальных обучающих программ) позволяет говорить о возможности выполнения андрагогических функций не только человеком, но и компьютером.

В дистанционных формах обучения применяются такие методы, как информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся: самостоятельную познавательную деятельность студентов с различными источниками информации, учебными материалами курса; оперативное и систематическое взаимодействие обучаемых с ведущим преподавателем и куратором курса; групповую работу с использованием различных методов работы над соответствующими модулями изучаемого курса; совместные проекты студентов с иногородними и зарубежными партнерами.

Интерес представляет организация компьютерных лабораторных практикумов, где обучающемуся предлагается в интерактивном режиме «собрать» на экране монитора соответствующую лабораторную установку. Процесс правильности стыковки элементов контролируется автоматически. На созданной таким образом виртуальной лабораторной установке выполняется эксперимент. При этом реальный физический процесс воспроизводится на экране монитора с помощью методов математического моделирования. Подобная визуализация реальных физических процессов особенно важна в ходе профессиональной подготовки. В системе ДО для совершенствования взрослым человеком профессиональных качеств используются также электронные тренажеры. Оттачивая на них свое мастерство, участник виртуального тренинга готовится к достижению максимальной эффективности в реальной деятельности, что сводит в минимуму возможность человеческих ошибок.

В системе дистанционного обучения широко используются разнообразные средства: печатные и электронные издания; компьютерные обучающие системы в обычных и мультимедийных вариантах исполнения; учебные аудио- и видеоматериалы; компьютерные сети. Печатные издания, представляющие собой традиционные учебники, учебно-методические пособия, широко используются в системах ДО, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок. Как правило, печатные издания для системы дистанционного обучения имеют блочно-модульную структуру, снабжены инструкциями по изучению материала и организации самостоятельной работы; обязательными элементами в них являются контрольные задания, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания, толковые словари.

Электронные издания представляют собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладают компактностью хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, возможностью оперативного внесения изменений и передачи на большие расстояния по электронной почте; при наличии принтера они легко превращаются в твердую копию.

Компьютерные обучающие системы (программно-методические комплексы, программные средства учебного назначения, конт-ролирующе-обучающие программы) заявили о себе как о средстве обучения в начале 70-х годов, когда появились персональные компьютеры. В этих системах сосредоточены средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Компьютерные обучающие системы позволяют:

Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

Осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

Осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

Высвобождать учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

Визуализировать учебную информацию;

Моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;

Проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

Формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

Развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

Усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

Формировать культуру познавательной деятельности и др. Компьютерные обучающие системы на современном этапе

включают электронные (компьютеризированные) учебники; контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Разновидностью компьютерной обучающей системы можно считать электронный учебник, который является компьютерным приложением бумажного учебника. Электронный учебник аккумулирует в себе все основные дидактические, методические, научные и информационно-справочные материалы, необходимые преподавателям для подготовки и проведения всех видов и форм занятий, а также слушателям для самостоятельного изучения учебных тем или подготовки к занятиям, проводимым под руководством преподавателя, и получения дополнительных информационно-справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет возможность слушателям качественно решать задачи самоконтроля усвоения материалов по учебной дисциплине, а преподавателям - объективно осуществлять текущий и итоговый контроль за успеваемостью слушателей и курсантов.

Электронный учебник позволяет решать следующие задачи:

Получать сведения об учебной программе и тематическом плане учебной дисциплины, последовательности занятий и логике изучения тем;

Индивидуально просматривать, изучать или повторять учебный, методический и информационно-справочный материал;

Наглядно представлять на дисплее компьютера весь дидактический материал и наглядные пособия (схемы, рисунки, таблицы, графики, текст и т.д.);

Осуществлять самоконтроль (с автоматизированным выставлением оценок) усвоения содержания учебных тем и всей дисциплины в целом, а также получать рекомендации по дополнительному изучению недостаточно усвоенных учебных тем; получать информацию о рекомендованной учебной, научной и методической литературе;

Распечатывать образцы планов проведения занятий и методические разработки по всем темам;

Размножать раздаточные материалы (планы, таблицы, задания и т.д.), необходимые для проведения занятий со слушателями и курсантами;

Иметь доступ к базе данных по законодательным актам и руководящим документам, регламентирующим информационную деятельность в стране и в Вооруженных Силах, а также учебно-воспитательный процесс в вузах Министерства обороны Российской Федерации;

Узнавать сведения о некоторых технологиях, применяемых в информационной деятельности.

Дидактические аудио и видео учебные материалы в настоящее время в основном записываются на магнитные носители, аудио-и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона или видеомагнитофона. Учебные аудиоматериалы используются для записи лекций и инструкций к учебному курсу, не требующему графических иллюстраций, а также для записи уроков по обучению иностранным языкам, что наиболее распространено. В видеоформе могут быть представлены лекции, инструктивные занятия, иллюстративный материал к печатным изданиям, учебным ситуационным задачам.

Компьютерные сети - это специфическое средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Компьютерные сети используются в дистанционном обучении в режиме удаленных баз данных, в том числе Интернета, электронной почты и электронной конференции.

В России наиболее широко дистанционное обучение применяется в учебных центрах при университетах. В Московском государственном авиационном технологическом университете (МАТИ) проводится дистанционная подготовка абитуриентов для поступления в это учебное заведение из числа школь ников, проживающих в удаленных районах России. При Астраханском государственном техническом университете (АГТУ) функционирует центр дистанционной подготовки для учащихся выпускных классов, военнослужащих, инвалидов и всех желающих повысить уровень знаний и подготовиться к поступлению в высшие учебных заведения, не прибегая к посещению подготовительных курсов. В Московском государственном индустриальном университете дистанционное обучение используется для обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы МВД России и осужденных исправительных колоний.

Среди вузов, имеющих активно действующие центры дистанционного обучения, широко известны Московский государственный университет электроники и математики (МИЭМ), имеющий множество филиалов по всей стране, МГУ им. М. В.Ломоносова, Московский государственный авиационный институт (МАИ), Московский государственный университет экономики, информатики и статистики (МЭСИ), Пензенский государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Рязанский государственный педагогический университет, Челябинский государственный технический университет, Самарский государственный авиационный университет, Санкт-Петербургский государственный технический университет, Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики, Тамбовский государственный технический университет, Томская государственная академия управляющих систем и радиоэлектроники, Томский политехнический университет, Уральский государственный технический университет, Ухтинский индустриальный институт и др.

Для деятельности учебно-дистанционных вузовских центров характерны следующие направления:

Совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ);

Применение новейших ИТТ в дистанционном обучении;

Развитие форм культурного обмена и делового сотрудничества со всеми заинтересованными российскими и зарубежными организациями;

Корпоративное (фирменное) дистанционное обучение, осуществляющееся на базе и в интересах подготовки кадров для какой-либо определенной фирмы (корпорации).

ДО развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в сфере бизнеса.

Тенденция развития корпоративного (фирменного) дистанционного обучения отмечается в банковских системах, системах РАО «Газпром», Центробанка, Санэпидемслужбы и др. По своим техническим и дидактическим возможностям эти системы превосходят системы дистанционного обучения вузов.

Например, дистанционное обучение в интересах «Газпрома» обеспечивает первичное обучение для лиц, впервые принятых на работу; ежегодное повышение квалификации руководителей, специалистов, техников и высококвалифицированных рабочих по актуальным направлениям профессиональной деятельности; обучение лиц, готовящихся к освоению второй профессии или должностному перемещению.

Дистанционное обучение в интересах «Газпрома» обеспечивает:

Первичное обучение для лиц, впервые принятых на работу на предприятия и в организации РАО «Газпром»;

Ежегодное повышение квалификации по актуальным направлениям профессиональной деятельности руководителей, специалистов, техников и высококвалифицированных рабочих;

Периодическое обучение по специальным образовательным программам для поддержания квалификации всего контингента руководителей и специалистов на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных обязанностей;

Обучение лиц, готовящихся к должностным перемещениям;

Обучение лиц, готовящихся освоить вторую профессию или перейти на работу по другой профессии.

Задание для самоконтроля

Подготовьте реферат на одну из тем:

1. Опыт зарубежных корпораций в организации дистанционного обучения населения.

2. Дистанционное образование взрослых в различных регионах России: проблемы и перспективы.

3. Модели дистанционного обучения для педагогов.

4. Центры дистанционного обучения взрослых на современном этапе.

5. Дидактические особенности электронных учебных средств.

Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: Учеб.-метод, пособие. - М., 1997.

Богданова А. И., Деренжи Н.Д., Стефанова В. С. Информация и образование в XXI в. // Открытое образование.- 2001. - № 1.

Глейзер Г. Д. Новая Россия: Общее образование и образующееся общество // Педагогика. - 2000. - № 6.

Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. - М 2000.

Кларин М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. - 2000. - № 7.

Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России. - М., 1995.

Моисеева М. В. Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения // Открытое образование. - 2001. - № 1.

Полат Е. С. Дистанционное обучение. - М., 1998.

Понятия и Пр"инципы дистанционной педагогики // Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И.Дика, А. В. Хуторского. - М., 1999.

Рейман Л. Д. Формирование образовательного пространства на основе взаимоувязанной сети связей России // Открытое образование. - 2001 - № 1.

Слуцкий Л. Э. Открытое образование в системе подготовки кадров для малого бизнеса // Открытое образование.- 2001. - № 1.

Суворинов А. В., Осин А. В. Мультимедиа-среда образования в эпохе глобальных компьютерных технологий // Проблемы информатизации высшей школы. - 1998. - № 1 -2; (11 -12).

Турищева М. С, Курышев А. С. Использование дистанционных технологий для подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям // Открытое образование. - 2001. - № 1.

Фейгенберг И.М., Ровинский Р.Е. Информационная модель будущего |как программа развития // Вопросы философии. - 2000. - № 5. | Хуторской А. В. Дистанционные формы творчества // Информатика и \ образование. - 1998. - № 6.

Хуторской А. Б. Основы дистанционного обучения: Программа спецкурса для студентов педагогических учебных заведений. - М., 1999.

Глобализация дистанционного образования предоставляет широкие возможности развивающимся странам для реализации систематических задач, из которых решающими являются следующие:

А. Расширенный доступ Программы МВА, предлагаемые институтами в Америке, Канаде, Австралии, Великобритании, теперь доступны в большинстве развивающихся стран. Действует множество других программ, предложенных развитыми странами, которые доступны в развивающихся странах. Учащиеся в развивающихся странах имеют доступ к образовательным и учебным программам, предложенным многими развитыми странами. Теперь можно получить диплом об образовании за рубежом, не выезжая за пределы своей страны. Многие развивающиеся страны с ограниченными образовательными ресурсами получают широкий допуск к мировым образовательным и учебным средствам, чтобы дополнить и усовершенствовать свои усилия по предоставлению образования большому количеству людей. Спутниковые технологии широко используются развитыми странами для передачи своих образовательных программ в отдаленные части стран, таких как Индия. Большая потребность существует в получении образования в технической и профессиональных сферах, таких как менеджмент, пользование компьютером, образование, мультимедиа и др. Список иностранных учреждений в Индии, предлагающих дистанционные программы образования, -очень впечатляющий и большой. Это повлияло на то, что у людей в Индии появилось больше возможностей для получения образования за рубежом.

В. Обучение с использованием чужого опыта и знаний. Благодаря современным технологиям коммуникации происходит легкий доступ к источникам информации, материалам и осуществляется быстрая связь между людьми, что способствует получению образования, используя чужой опыт и накопленные знания. Различные методы, используемые учреждениями дистанционного образования в развитии, создании и подачи материалов, становятся легко доступными посредством баз данных. Информационные технологии позволили разработать учебные материалы для дистанционного образования, опираясь на существующие знания и практику, и сделали процесс обучения более доступным. Глобализация, в этом смысле, способствует процессу получения знаний, используя существующий опыт и практику.

С. Взаимовыгодное партнерство.

Пословица «Два лучше, чем один» оправдывает себя как в дистанционном образовании, так и во многих других областях. Партнерские договоренности между участниками, находящимися в разных странах, что опять-таки возможно благодаря технологиям, могут внести вклад в предоставление услуг, которые выходят за рамки какого-то одного учреждения/института. Партнерство в развитии равноправного дистанционного образования определенным образом дополнит опыт и ресурсы, и будет способствовать созданию улучшенных учебных материалов. Одним из таких примеров международного сотрудничества, возможного благодаря глобализации, является партнерство между Commonwealth of Learning (COL), Канада, и национальным Открытым Университетом Индиры Ганди. Они предложили Masters Programme в дистанционном образовании (MADE) под партнерской программой Раджива Ганди. Сотрудничество между Commonwealth of Learning(COL), Канада и Национальным Открытым Университетом Индиры Ганди, Индия, является одним из таких примеров международной деятельности, возможной благодаря процессу глобализации. Они предлагают Masters Programme в дистанционном образовании (MADE) при поддержке Научного Общества Раджива Ганди. Широкие процессы глобализации повлияли также на деятельность Европейского Сообщества в развитии дистанционного образования (John Field,1995). Партнерские соглашения могут эффективно удовлетворять потребности в образовании небольших развивающихся стран, в особенности способствовать развитию учебных материалов, которые являются основополагающей составляющей в дистанционном образовании.

D. Конкурентная Среда

Расширенный доступ может повлиять на усиление конкурентно-способности. Например, как упоминалось ранее, некоторые из лучших мировых административных и компьютерных программ, развитых в определенных передовых странах доступны многим другим странам, включая развивающиеся. Это, предполагается, должно инициировать дух конкурентной борьбы среди местных учреждений/институтов. Технологическое преодоление границ может поставить под угрозу существование посредственных учреждений/программ. Стремление к лучшему мотивирует других к самосовершенствованию. Свободный рынок может отвергнуть несовершенных исполнителей. Мировые программы дистанционного образования вносят конкурентоспособность в работу местных учреждений/институтов дистанционного образования. Этот процесс может повлечь за собой улучшение организации дистанционного образования.

Развитие дистанционного образования в мире

Анализ любой системы обучения показывает, что основными элементами обучения на протяжении сотен лет являлись:

  • * преподаватель (учитель);
  • * аудитория (лаборатория) в том или ином виде;
  • * учебные материалы по изучаемому курсу;
  • * библиотека как накопитель и хранитель знаний.

Сетевое дистанционное обучение, через Интернет, в отличие от других,

обеспечивает возможность обучаться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, используя информационные ресурсы удаленного на значительное расстояние учебного заведения, имея постоянный контакт с преподавателем базового учебного заведения, студентами и администрацией. Подобные системы становятся неотъемлемой частью образования различного уровня во всем мире. Это объясняется низкой стоимостью обучения (в 3-5 раз ниже, чем при очной форме обучения), возможностью получить образование в удобное для обучающегося время и в удобном для него месте.

В мире разработаны и успешно используются системы дистанционного обучения, предлагающие услуги по изучению различных учебных программ и курсов. Системы сетевого дистанционного обучения состоят из следующих базовых элементов:

  • * учебное заведение, как организационная структура дистанционной формы обучения;
  • * информационные ресурсы - базы данных учебно-справочных материалов;
  • * технические и программные средства обеспечения технологии ДО;
  • * преподаватели дистанционной формы обучения (тьюторы);
  • * обучающиеся (студенты);

Важным аспектом в дистанционном образовании является совокупность применяемых технологий. В учебном процессе используются две группы технологий неинтерактивные (например, предоставление учебно-методических материалов в печатном виде, на аудио- и визуальные носителях или CD-ROM), и интерактивные - компьютерные (например, видеоконференции, электронная почта и т.д.) .

Эффективность обучения при применении средств ДО зависит от того, насколько оперативна связь обучаемого с преподавателем. Без контакта обучаемого с преподавателем невозможно построить эффективную систему обучения.

В системах дистанционного обучения применяют следующие формы взаимодействия студентов, преподавателей и администрации учебного заведения: традиционная почта, факс, компьютерные технологии, видеоконференции с использованием одной из форм телевещания, аудиоконференции и видеоконференции на основе телефонных технологий, интранет систем и глобальной сети Интернет.

Наиболее универсальной и перспективной технологией, обеспечивающей доступ в систему дистанционного обучения как обучающегося, так и преподавателей на любом уровне информационных ресурсов - внутривузовском, национальном и мировом, является сетевая Интернет-технология. В сетевой технологии могут быть реализованы различные способы и методы обучения: электронные учебники и библиотеки, тестирующие системы, средства общения обучающихся, преподавателей и администрации учебной организации.

Во многих западных странах, прежде всего в США, индустрия дистанционного обучения активно развивается уже более 10 лет, о чем свидетельствуют приведенные ниже цифры о состоянии мирового ДО (в том числе, ДО США):

  • * 50% корпораций США используют технологии дистанционного обучения
  • * Более 80% университетов США предлагают услуги по дистанционному обучению.
  • * Объем мирового рынка е-learning в 2004 году составил 40 млрд. долларов (объемы рынка традиционного высшего образования - несколько триллионов долларов). За последние 10 лет объемы рынка е-образования выросли более чем в 2000 раз
  • * Обучается в Интернете около 100 млн. человек; численность очных студентов по всему миру - 97 млн.

К 2010 году две трети мирового образования будет получаться через Интернет (по прогнозам American Educational Research Association)

Исследователи дистанционного рынка США дают различные оценки его величины и перспектив его развития. Сами цифры могут отличаться, но в одном авторы сходятся: темпы роста этого рынка очень высоки. По данным сайта www.Brainware.com, в 2002 г. рынок ДО в США оценивался в 10,3 млрд., к 2006 г. ожидается его увеличение до 83,1, а к 2011 г. - до 212 млрд. долл. Значительную часть мирового рынка ДО составляет корпоративное электронное обучение. Специалисты компании International Data (США) так оценивают его перспективы: от 6,6 млрд. долл. в 2002 г. до 23,7 млрд. долл. в 2006 г. В США, по оценке этой компании, на корпоративное обучение в 2001 г. было потрачено 4,2 млрд. долл., к концу 2005 г. эта сумма увеличится до 18 млрд. долл. По другим оценкам объем рынка электронного обучения в США составит к 2010 г. 46 млрд. долл. По данным Американского общества обучения и развития, доля времени, которое американские организации будет тратить на электронные тренинги, возрастет с 10,5% в 2001 г. до 25% в 2004 г. По данным аналитиков сайта eMarketer, объем доходов, полученных в сфере корпоративного электронного обучения в США, составил в 2002 г. от 6 до 7 млрд. долл. В Японии, по данным Министерства государственного управления, внутренних дел, почты и средств связи, ожидается что в 2003 г. доходы от электронного обучения составят около 716 млн. долл., а к 2006 г. ожидается увеличение доходов в этой сфере до 1,73 млрд. долл.

Специалисты компании считают, что такое обучение станет более удобным и приятным, станет дешевле. Оно получит широкое распространение в глобальных компаниях, которым необходимо обучать персонал в различных точках по всему миру.

Одной из важных тенденций последних лет является сокращение доли учебных программ на CD-ROM и рост количества программ обучения, доступных через Интернет или корпоративные учебные порталы (E-learning).

Одним из наиболее грандиозных решений в области “онлайнового” образования, подтверждающий лидирующее положение США на рынке ДО, является проект бесплатного образования в Сети (OpenCourseWare или OCW), разработанный Массачусетским технологическим институтом (Massachusetts Institute of Technology или MIT) и представляющий собой массу материалов по множеству дисциплин, выложенных на специально для того созданных сайтах. Всего таких сайтов будет около сотни и на них будет размещено всё, к чему получают доступ настоящие ("оффлайновые") студенты и аспиранты MIT (материал будет представлен как в виде привычных текстовых документов, так и в виде потоковых аудио/видеозаписей семинаров, лекций, экспериментов). Важно, что OCW не станет альтернативой обучению в MIT. Получить диплом или защитить таким образом степень не удастся. Работы над проектом ведутся с апреля 2001-го года, обходятся весьма недёшево (на первые 27 месяцев спонсорами выделены 11 млн. долл., каждый последующий год обойдётся примерно в 10 млн. долл.) и планируется, что они продлятся ещё как минимум 10 лет. К настоящему моменту OCW существует лишь в виде пилотного проекта, включающего примерно двадцатую часть той информации, что будет доступна по завершении работ. Но даже в таком виде это поистине бесценный ресурс, аналогов которому попросту нет.