Этапы и методы разработки фирменного стиля компании. Разработка фирменного стиля компании: особенности, основные элементы, примеры Фирменный комплект шрифтов

05.07.2023

На сегодняшний день рынок заполнен большим количеством фирменных стилей, брендов, рекламой. В условиях жесткой конкуренции перед производителями встает проблема креативно преподнести свою продукцию, услуги потребителям, что является актуальным в настоящее время.

Проблема создания фирменного стиля интересовала многих дизайнеров. Это Дэвид Эйри, Марк Роуден, Элис Туэмлоу, Эллен Луптон, Джим Краузе и др. В своих работах авторы уделяют большое внимание изучению графического дизайна, его описанию, принципам разработки. Один из ведущих дизайнеров Америки Дэвид Эйри, автор руководства дизайнера «Логотип и фирменный стиль», рассматривает технологии разработки логотипа и фирменного стиля, используя работы известных мастеров дизайна. Автор отмечает важность системы графической идентификации бренда, принципы создания уникальных, знаковых логотипов, взаимодействие с клиентами.Дизайнер Марк Роуден в своей книге «Корпоративная идентичность. Создание успешного фирменного стиля и визуальные коммуникации в бизнесе» затрагивает вопрос интегрирования корпоративной идентичности и фирменного стиля в ткань коммерческих и финансовых целей организации. Автор критически пересматривает традиционные подходы к брендингу и маркетингу. Дизайнер показывает, как, основываясь на рыночной позиции и ценностях бренда, можно структурировать все визуальные и маркетинговые коммуникации компании по принципу "показал - рассказал - сделал".

Понятие «фирменный стиль» появилось в начале XX века, когда количество компаний, работающих в одной области, критически возросло и стала актуальной проблема их узнаваемости. Фирменный стиль является сегодня основой всей коммуникационной политики фирмы, одним из главных средств борьбы за покупателя, важной составляющей брендинга. Согласно справочнику С. И. Стефанова брендинг(англ.«brand» - товарный знак, торговая марка,клеймо, т.е. марка товара) - процесс создания и поддержаниябрендапосредствомрекламы, PR-мероприятий и других форм продвижения товара . Фирменный стиль - совокупность изобразительных, визуальных, информационных средств, с помощью которых фирма подчеркивает свою индивидуальность. Фирменный стиль используется при оформлении предлагаемых фирмой товаров, в качестве рекламы, ярлыков, представляет инструмент продвижения фирмы на рынок, конкуренции, привлечения внимания покупателей . Использование фирменного стиля предполагает единый подход к оформлению графической части, цветовым сочетаниям, образам в рекламе, деловых бумагах, технической и деловой документации, упаковке продукции и др. Формирование фирменного стиля и рекламной кампании требует тщательного изучения ранее созданных рекламных продуктов. Фирменный стиль - это один из наиболее современных и актуальных видов рекламы.Рекла́ма (отлат.«reclamare»- утверждать, выкрикивать, протестовать)- частьмаркетинговых коммуникаций, в рамках которой производится распространениеинформации, с целью привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему [ 4 ].

Уникальность идеи для фирменного стиля выражается в креативе. Креати́в (от англ. «create» - создавать, творить)-творчество, характеризующееся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления . У понятия креатив существует много синонимов. Во многих случаях креатив связывают с рекламой компании. Успех рекламы зависит от того, насколько точно рекламный призыв был реализован в лозунги, рекламную продукцию, политику размещения. Креатив в настоящее время это определенная услуга, которую продают многие рекламные агенства. Это разработка множества идей реализации рекламной кампании с целью донести рекламное послание до многочисленной целевой аудитории.

К фирменному стилюотносят следующие основные элементы:

  • товарный знак (англ.«trademark»)- обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
  • логотип(др.-греч.«λόγος»- слово +«τύπος» - отпечаток)- графическое начертаниефирменного наименования в виде стилизованных букв и/или идеограммы. Логотипы широко применяются для изображениятоварных знакови в качестве эмблем юридических лиц;
  • фирменный блок (англ. «firm block») - объединенные в композициютоварный знаки логотип, а также разного рода поясняющие надписи (страна, почтовый адрес, телекс, телефакс, телефон);
  • фирменный лозунг (слоган), представляющий собой постоянно используемый фирменный оригинальный девиз. Некоторые слоганы регистрируются как товарные знаки;
  • фирменная гамма цветов, состоящая из двух или трех цветов, используемых в оформлении фирменного стиля;
  • фирменный комплект шрифтов, которые подчеркивают различные особенности образа марки, вносят свой вклад в формирование фирменного стиля. Шрифт может восприниматься как "мужественный" или "женственный", "легкий" и "тяжелый", "элегантный" или "грубый", "прочный", "деловой" и т. п. Задача разработчиков фирменного стиля - найти "свой" шрифт, который бы вписывался в образ марки;
  • прочие фирменные константы: фирменное знамя, фирменный гимн, корпоративная легенда (фирменная байка), различные эмблемы фирмы; фирменные особенности дизайна; оригинальные сигнатуры и пиктограммы (абстрактные графические символы, обозначающие товарные группы, размещение служб и другую информацию); определенные внутрифирменные стандарты и др .

Для создания вышеперечисленных элементов необходимо рассмотреть этапы проектирования фирменного стиля. Проектирование фирменного стиля – это создание определенной документации, в которой четко изложены требования к разработке визуальной идентичности организации, на основе которой создается комплекс графических элементов фирменного стиля с последующей правовой защитой.

Успешность проектирования в большей степени зависит от подготовительных операций, сбора информации, изучения потребностей рынка и от самой идеи, в которой выражается уникальность компании и ее успешной рекламы.

Процесс проектирования фирменного стиля включает в себя следующие этапы:

1. Создание фирменного стиля начинается с исследования особенностей рынка, маркетинга, рекламы, изучения сферы деятельности организации. Важным является анализ фирменных стилей других организаций, их отдельных элементов, во избежание повтора чужих идей. Можно провести анализ товарных знаков уже зарегистрированных компаниями в этой области деятельности. На данном этапе разрабатывается бриф-анкета для заказчика, в которой собрана информация о деятельности компании, название фирмы, количество лет в бизнесе, о ее конкурентах, состоянии рынка и т.д. Бриф-анкета отдается заказчику в первый же день, как он пришел в дизайнерскую фирму для проектирования своего фирменного стиля.

2. На следующем этапе, опираясь на рекламно-маркетинговые исследования, формируется идея, которая является основой для всего стиля. Основная идея должна выражать образ компании. Какими бы замечательными ни были его отдельные элементы, они теряют смысл и становятся бесполезными, если не объединены одной идеологией. Фирменный стиль является составной частью имиджа компании. Приступая к проектированию, необходимо учитывать имидж компании, как ее представить потребительской аудитории – веселой или грустной, современной или консервативной и т.д. Идея фирменного стиля должна быть адекватна имиджу фирмы. Подходы к формулировке идеи могут быть разные. Но в любом случае стиль можно считать успешным, когда он передает суть компании, ее характер, философию, миссию, ценности, ее кредо, принципы работы и этические приоритеты, статус компании и т.д. Все эти моменты расписываются в техническом задании. В нем определяются идеология фирмы и требования по разработке к фирменному стилю. На основе технического задания, создается техническое предложение, в котором более подробно описывается перечень работ и включает конструкторскую документацию.

3. Следующим этапом является создание основных элементов фирменного стиля на основе технического предложения. Проектирование графических решений включает в себя эскизный проект (зарисовки, наброски, эскизы); технический проект – совокупность документов, которые должны содержать окончательные технические решения и, непосредственно, рабочий проект, в который входит разработка всех элементов фирменного стиля, согласно всем техническим требованиям.

4. Следующий этап - сертификация товара. Это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Все вышеперечисленные этапы проектирования неразрывно связаны между собой и несут в себе основу для создания фирменного стиля.

Подводя общий итог, необходимо отметить значимость соблюдения этапов процесса проектирования фирменного стиля. Основными составляющими которого являются – уникальный образ, идея фирменного стиля; подготовительные операции, сбор информации, создание технической документации с требованиями к процессу проектирования; разработка логотипа, товарного знака, фирменного блока, выбор фирменных цветов и шрифтов, корпоративного героя, и описания, как, куда и каким образом должны наноситься элементы стиля, на какие носители.

При учитывании правил разработки фирменного стиля, принципов креатива в создании любого проекта или товара, можно добиться больших результатов в сфере графического дизайна, и создавать успешные фирменные стили, которые будут отвечать всем требованиям клиентов.

Список используемой литературы

1. Пoдopoжнaя, Л. B. научная статья «Фирменный стиль: его функции и основные элементы» / Л.В. Подорожная

2. Райзберг, Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева- М.: ИНФРА-М.2-е изд., испр., 1999. - 479 с.

4. Википедия - свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

Проектирование начинается с разработки проблемно-целевого блока, который содержит формулировку проблемы, целей и задач проектирования. Это требует проведения предпроектных исследований с целью сбора необходимых данных, анализа исходного состояния проблемы и формулировки желаемых конечных результатов решения проблемы. Предпроектные исследования проводятся после получения задания на проектирование и заключаются в сборе информации по теме проекта, по современным направлениям проектирования и формообразованию в графическом дизайне. Источниками информации, как правило, служат сведения из книг, журналов, каталогов и рекламных материалов различных отечественных и зарубежных предприятий, патентные материалы. Часть информации предоставляется заказчиком, а другая представляет собой сведения из периодической печати. Данный этап принято называть предпроектно-организационным. Предоставленная заказчиком информация должна быть достаточно полной и может включать:

направление деятельности предприятия в настоящее время и планы его развития;

сведения о носителях товарного знака, их материалах, свойствах поверхностей;

варианты использования знака и возможные изменения размеров;

установление территориальных границ распространения продукции предприятия с товарным знаком;

анализ прототипов товарного знака, если они были, и товарные знаки предприятий с таким же направлением деятельности;

сроки проектирования и предоставления эскизных проектов и готового решения .

Поставленная в проблемно-целевом блоке задача создания основных элементов фирменного стиля, обеспечивающих идентификацию и имидж фирмы и ее товара, требует отыскания путей решения поставленной проблемы. Планирование этого этапа проектирования содержится в концептуальном блоке. Концептуальный блок содержит общий замысел создания товарного знака и его обобщенную целостную модель. Концепция - это указание на то, каким должен быть товарный знак и какие средства при его создании должны быть использованы, чтобы спроектированный знак выполнял намеченные для него функции.

При разработке концепции необходимо уделять внимание выбору изобразительных средств, которые должны быть нестандартными и оригинальными. Результатом разработки концептуального блока является создание вариантов прогностической модели товарного знака. Вначале в сознании дизайнера формируется обобщенный образ товарного знака, который затем конкретизируется и фиксируется в вербальной форме в виде описания и в визуальной форме в виде эскизных вариантов. Разработанная концепция и эскизные варианты товарного знака показывают только общие принципы, заложенные в основу его проектирования. Уточнение формы знака в целом и его структурных элементов, учет законов психологии и зрительного восприятия, соблюдение законов композиции, взаимодействие изобразительного знака и логотипа осуществляется в процессе дальнейшего проектирования .

Проектный блок по своему содержанию направлен на конкретное выполнение проектных работ по созданию товарного знака. Проектирование ведется на основе вербальной и визуальной моделей, намеченных концепцией проектирования. Созданная в вербальной и иконической форме концептуальная модель прорабатывается во всех деталях: поэтапно решаются вопросы создания логотипа и шрифта для него, решается вопрос применения цвета и графических средств дизайна, обеспечивается связь структурных элементов внутри знака и самого знака со всем фирменным стилем. Каждый из принятых экскизных вариантов выполняется в укрупненном масштабе, большой масштаб изображения 18 позволяет более детально проработать отдельные элементы знака и избежать ошибок, которые мало заметны в изображениях небольшого размера. На увеличенном изображении уточняются размеры и пропорции элементов знака и логотипа, устанавливаются композиционные связи для обеспечения целостности композиции. Композиционное построение товарного знака проверяется на наличие признаков композиции: целостности образа, структурности и организованности элементов .

Имеет фундаментальное значение для успешного развития любой современной компании. Безликие фирмы, предлагающие свои товары или услуги на рынке, никогда не смогут выйти на нормальный уровень прибыли. Ведь рядом с ними существуют бренды, которые не только за счет рекламы, но и благодаря хорошей узнаваемости, способны заинтересовать большинство потенциальных покупателей.

Основные этапы разработки фирменного стиля

На сегодняшний день достаточно много компаний предлагают свои услуги по разработке фирменного стиля . Обращаем ваше внимание на то, что в процессе выбора потенциального партнера важно учитывать не только стоимость и качество выполнения работ, но и удобство самого процесса.

Именно поэтому мероприятия по созданию стиля компании должны организовываться по принципу «от простого к сложному». Это позволит с максимальной эффективностью использовать каждый из этапов работы, что, естественно, положительно повлияет на итоговые результаты.

Мы выделили несколько основных этапов разработки фирменного стиля компании:

  • описание миссии компании, а также ее преимуществ перед конкурентами;
  • разработка базовых элементов, включая логотип;
  • разработка фирменной документации, а также POS-материалов;
  • разработка интернет-представительства компании и пакета рекламных материалов.

Сбор информации и создание визуальных образов

На первом этапе осуществляется сбор необходимой информации о компании, а также тщательный ее анализ. Следует учитывать все особенности рынка, характер конкуренции, историю развития самой компании, свойства продукции или услуг, которые она представляет и т.д. Основной целью стартового этапа является поиск уникальных характеристик, на основе которых и будет построен будущий визуальный образ компании. Спешим отметить, что от успеха этого мероприятия и зависит дальнейшее позиционирование компании.

На следующем этапе из собранной ранее информации следует выбрать самое главное. На основе имеющихся в наличии данных формируются визуальные образы. Ключевые символы и метафоры, определяющие фирменный стиль компании . Важнейшее значение при этом имеют цветовые решения, поскольку каждое из них несет в себе определенную колористическую нагрузку и углубляет сущность выбранных символов. Также необходимо учесть рекламную стратегию, на основе которой формируется структура будущей стилистики. Это и обязательный набор элементов, и адаптация их под конкретные носители рекламы.

Далее осуществляется поиск графических решений, то есть определяется необходимый имидж компании, а также его четкая позиция на рынке. Одна и та же задача поручается нескольким стилистам и дизайнерам, которые должны воплотить выбранные направления в конкретных цветовых решениях и символике. Этот прием позволяет избежать повторений и «зацикленности», а также увидеть различные подходы к реализации идеи с целью выбора наиболее успешного. Отдельное внимание на данном этапе должно уделяется шрифтам, при помощи которых и описывается суть имиджа компании. По итогам проделанной работы заказчику представляется несколько наиболее удачных вариантов логотипа, выполненных в различных направлениях. После совместного определения наиболее подходящего результата осуществляется его детализация, а также глубокая прорисовка всех составляющих элементов.

Мы считаем, что для определения наиболее эффективного варианта логотипа должна применяться методика тестирования товарных знаков на целевой аудитории. Любая компания в процессе взаимодействия с клиентами и партнерами использует определенный набор инструментов. Кто-то пользуется визитными карточками, а кому-то больше по душе рекламные вывески. Здесь важно понять, что именно будут ощущать потенциальные покупатели, посмотрев на представленный им визуальный образ.

Исходя из специфики деятельности компании, необходимо выбрать те элементы фирменного стиля, с которыми контакт покупателей происходит наиболее часто. На основании выбранных элементов проводятся исследования на предмет визуальной привлекательности торговой марки или логотипа. После проведения комплексного тестирования заказчик получает результаты, отображающие эффективность того или иного варианта в плане визуальной привлекательности.

Брендбук, интернет-ресурс и рекламные материалы

После утверждения окончательного варианта логотипа начинается этап создания брендбука или книги фирменного стиля компании. Необходимо создать подробное описание логотипа и всех его модификаций, а также построить модульные схемы построения тех или иных элементов. В процессе разработки брендбука заказчик получает рекомендации относительно способов внедрения принятого стиля внутри предприятия, а также правила использования графической информации для дизайнеров и типографических компаний.

Готовый брендбук помимо элементов нового стиля должен содержать варианты деловой документации. Отметим, что именно здесь будут задействованы фирменные шрифты и цвета. Кроме того, в брендбуке отображаются варианты личных и корпоративных визиток, фирменных бланков и договоров, конвертов, папок и т.д. Получив готовый брендбук в печатном и электронном варианте, заказчик сможет увидеть полную картину фирменного стиля компании, а также отдельные его элементы, уже готовые к печати.

После того, как фирменный стиль компании был утвержден заказчиком, следует приступить к заключительному этапу, то есть разработке сайта компании и материалов для рекламы. Интернет-представительство должно быть универсальным, то есть интересным для любого пользователя мети.

К разработке сайта следует подходить с особым вниманием, поскольку от его привлекательности зависит успех продвижения компании на виртуальном рынке. Ну и, конечно же, рекламные материалы, которые разрабатываются на основе готовых стилистических решений, должны заинтересовать как можно большее количество потенциальных клиентов и партнеров.

Этап первый: подготовка

Формированию индивидуального стиля компании предшествует сбор необходимой информации и аналитическая работа. Важно вникнуть в специфику деятельности фирмы, понять характер и особенности продукции или оказываемых услуг, узнать историю, текущую позицию, перспективы. Провести анализ соответствующей области рынка, то есть потенциальных конкурентов. Эти данные помогают найти и воплотить именно тот образ, который наиболее четко и ярко представит компанию, позволит ей выделиться из многочисленной массы.

Этап второй: определение стратегии и концепции

С этого момента начинается непосредственная работа над созданием самого фирменного стиля. Данный этап включает в себя определение основных направляющих идей, которые будут ключевыми в имидже компании. Необходимо обозначить приоритетные психологические составляющие, то есть, определяем образно-ассоциативный ряд: «фирменный стиль - образ - ассоциации».

Этап третий: яркая идея

Идея - это снова проекта. После определения названия, слогана и основных идей, можно переходить к следующему этапу.

Этап четвертый: визуальное решение

Теперь определяются приоритетные фирменные цвета, шрифтовые решения, основные графические объекты и т.д., на основе которых создаются эскизы. Как правило, в качестве основных, за редким исключением, выбираются один, два, максимум три цвета. Шрифты используются четкие, понятные, легко читаемые как в крупном, так и в мелком масштабе. Графика разрабатывается индивидуально для каждого проекта, что обеспечивает использование оригинальных графических объектов.

Этап пятый: разработка логотипа

Логотип - это основной элемент фирменного стиля, в связи с этим, его создание - наиболее важный и ответственный этап. Интересный, «яркий» логотип, выполненный профессионально, привлекает внимание, быстро запоминается потребителем и становится лучшим инструментом рекламы.

Этап шестой: разработка элементов фирменного стиля

На основе визуальных решений и логотипа создаются дополнительные элементы, объединенные общим фирменным стилем. Классикой в данной области являются визитки, бейджики, фирменные конверты и папки, листовки, календари, каталоги и прочее. Кроме полиграфической продукции, возможна разработка сувениров, наружной рекламы и прочего.

Этап седьмой: брендбук

Brand Book - это идентификационная книга фирменного стиля компании, буквально - «книга бренда». Она включает в себя описание возможностей использования созданного стиля, примеры, основные правила, варианты нанесения логотипа и т.д. Таким образом, бренд бук - это перечень идей для реализации и использования фирменной символики, логотипа и прочего в полиграфии, рекламной продукции и т.д.

Этап восьмой: патентная защита

Это завершающий этап разработки фирменного стиля. Защита бренда - правильное решение, благодаря которому, Вы сможете избежать повторений образа, названия и слогана.

Создание фирменного стиля - это своего рода, целая наука. Разработка и материализация фирменного стиля в готовую продукцию подобно решению сложной математической задачи: ведь только при удачном сложении всех составляющих и выверенном соотношении пропорций, результатом работы будет действительно мощный маркетинговый, рекламный инструмент.

Разработка фирменного знака и логотипа

Разработка фирменного знака (логотипа) - кропотливая и тяжелая работа, которая является основой фирменного стиля. Важность правильной разработки логотипа заключается в том, что он должен хорошо смотреться и на экране компьютера (веб сайт), и на фирменной бланке фирмы или организации, и на черно-белой странице факса, и на корпусе ручки, на фирменной папке или фирменном автомобиле.

Основная цель создания логотипа компании заключается в том, чтобы привлечь к ней внимание целевой аудитории, сделать название компании узнаваемым для потенциальных потребителей её товаров или услуг.

Требование, которым должен соответствовать профессионально разработанный логотип (фирменный знак) схожи с требованиями, предъявляемыми к товарным знакам:

Новизна идеи (оригинальность, отсутствие подражательности);

Эстетичность;

Лаконичность;

Способность к адаптации (возможность использования знака в течение длительного времени, при внесении в него незначительных изменений);

Удобопроизводимость (труднопроизносимые товарные знаки не создают благоприятного образа);

Технологичность (товарный знак должен одинаково выигрышно выглядеть на любом носителе);

Ассоциативность (наличие связей, ассоциаций между товарным знаком и особенностью маркируемого им товара);

Недвусмысленность.

Правила разработки логотипа:

1. Логотип должен быть запоминаемым, вызывать у клиента ассоциации с данной компанией (разумеется, позитивные). Желательно также, чтобы логотип нес в себе информацию о деятельности компании, ее продукции, чтобы любой человек, видящий логотип впервые, хотя бы примерно понял, чем занимается компания.

2. Создание логотипов - процесс многоэтапный и трудоемкий, поскольку необходимо учесть много различных мелочей. Поэтому компаниям выгодно обращаться в студии веб-дизайна, к специалистам, занимающимся созданием логотипов.

3. При создании логотипов большинство дизайнеров начинает с выбора вида логотипа и, соответственно, с подбора подходящей формы для него (или формы букв, если логотип текстовый). «Поиграв» с формами логотипа, дизайнер выбирает наиболее интересное решение.

4. Далее важно подумать о цвете логотипа. Его цветовая гамма должна быть достаточно простой, можно остановиться на одном цвете, применив, использовав разные его оттенки. По цвету логотип должен быть приятным для глаз и хорошо смотреться даже в самом уменьшенном виде.

5. Важно, чтобы логотип хорошо выглядел в любом размере. Поэтому не имеет смысла делать его слишком сложным: различные эффекты вроде анимации смотрятся только на относительно крупных изображениях. Создав макет логотипа, нужно посмотреть на него и в сети, и на бумаге, поскольку нередко при печати логотипы теряют свои качества.

Разработка прочих элементов фирменного стиля

Оформление всей документации компании в одном стиле является необходимым условием для создания единой системы визуальной коммуникации.

Этап разработки офисных приложений:

(На этом этапе составляется список необходимых офисных документов).

1. Фирменный бланк

Фирменный бланк представляет собой лист бумаги, как правило, формата А4 (210х297 мм), на котором напечатаны реквизиты компании, включающие:

1. наименование компании,

2. логотип (при наличии),

3. контактная информация (адрес, телефон, e-mail, сайт (при наличии),

4. банковские реквизиты (по желанию).

2. Фирменный конверт

Специальный вид почтовых конвертов, который оформляется в соответствии с фирменной стилистикой, предназначен для пересылки корреспонденции учреждениям или организациям в служебных целях. На фирменный конверт наносится логотип организации и в зависимости от его использования ее обратный почтовый адрес.

Конверты бывают двух стандартов: российский и международный.

Самые популярные размеры конвертов:

С6 - размер конверта (114*162 мм);

Е65 - размер конверта (110*220 мм) - Евростандарт;

С65 - размер конверта (114*229 мм);

С5 - размер конверта (162*229 мм) - для документации формата А5;

С4 - размер конверта (229*324 мм) - для документации формата А4.

3. Фирменная папка

Папкой принято называть беловое изделие, изготовленное из различных материалов: картона, плотной бумаги, пластика, кожи. В наше время, помимо функции хранения документов, папка стала одним из самых эффективных рекламных инструментов, изготавливаемых в фирменном стиле компании.

По назначению можно выделить несколько видов папок:

Папка вырубная картонная. Общий вид: размер в сложенном виде: 220?310?5 мм;

Папка с фирменной символикой, нанесение методом тиснения. Общий вид: размер в сложенном виде: 220?310 мм, карман клееный - 210х80 мм;

Папки бумвиниловые. Общий вид: 220?320 мм, тиснение фольгой информации;

4. Фирменные визитки

Существует три вида визиток: личные, корпоративные и деловые. Самый популярный размер визитки 90 ? 50 мм;

Широко используется формат, определённый в ISO 7810 ID-1, такой же размер имеют кредитные карты;

85,6 ? 53,98 мм, иногда 85 ? 55 мм.

Разработка офисной документации начинается с визитной карточки. Это наиболее креативный элемент, поскольку зачастую имидж компании формируется при первой встрече, сопровождающийся обменом визитными карточками.

Затем разрабатывается базовый набор документов в соответствии с правилами документооборота.

Результат - набор офисной документации.

Дизайн фирменного стиля играет большую роль в восприятии конкретной торговой марки (бренда) производителя или продавца товаров, услуг, поэтому успех создания фирменного стиля во многом зависит от квалификации дизайнеров. Как правило, дизайнерская часть работы выполняется отдельными дизайнерами или агентствами в содружестве с психологами и специалистами по рекламе. Если пожелания предпринимателя совпадают с видением дизайнера, фирменный стиль получается наиболее удачным. фирменный рекламный логотип слоган

В ряде случаев разработка фирменного стиля компании начинается «с чистого листа». Она включает следующие этапы:

1. Составление технического задания, т. е. определение информационной нагрузки, которую должен нести фирменный стиль.

Подробно изучается сфера деятельности компании вплоть до исследования сегмента рынка (при необходимости); образ, который должен создаваться в сознании потенциального потребителя. Разрабатываются варианты товарного знака, логотипа, а также пакет фирменного стиля, который включает множество компонентов.

  • 2. Дизайнерская разработка:
    • - фоно типа (названия) и логотипа (графического исполнения);
    • - визуальных составляющих фирменного стиля;
    • - оригинала построения логотипа (знака) в масштабно-координационной сетке;
    • - цветового решения логотипа (знака);
    • - фирменного блока;
    • - цветового решения фирменного стиля;
    • - типографии фирменного стиля (гаммы шрифтов); в носителей (элементов) стиля (в том числе дизайна фасада здания, интерьера и др.).
  • 3. Проведение патентных исследований.
  • 4. Правовая защита.

Патентные исследования и правовая защита проводятся специалистами-патентоведами. Эти этапы включают экспертизу заявляемого обозначения, проверку на тождество и сходство с уже зарегистрированными обозначениями и разработку рекомендаций по усилению охраноспособности разрабатываемого обозначения, а также оформление заявки в Государственное патентное ведомство РФ на получение охранных документов.

Опыт создания фирменного стиля целого ряда компаний подтверждает, что выполнение работ на всех этих этапах - необходимое и вполне достаточное условие для получения желаемых результатов.

В нашей стране культура фирменного стиля еще очень молода. Далеко не все российские компании вкладывают достаточно средств в разработку концепции фирменного стиля. Некоторые успехи в этой области все же есть, однако, они относятся в большей степени не к фирменному стилю, а к созданию новых торговых марок, что не совсем одно и то же.

В настоящее время наблюдается тенденция отражать в фирменном знаке специфику деятельности компании. Названия многих российских фирм «работают» и как торговая марка, и как фирменный стиль. Но в некоторых случаях это даже вредит. В знаке как в основном элементе фирменного стиля должно быть нечто, что рождает правильные ассоциации и позволяет домыслить. По мнению руководителей рекламных агентств и дизайн - студий, в фирменном стиле должна быть загадка.

Одним из главных и самых распространенных носителей фирменного стиля, является обыкновенная визитная карточка, которая даже при наличии рекламы сохраняет свое значение. Однако руководители не всегда должным образом относятся к тому, как выглядит визитная карточка их фирмы или компании.

Несомненно, при разработке фирменного стиля важную роль играет корпоративная философия, ориентированная на конечного потребителя. Успеха добиваются те компании, руководство которых, придя к выводу о необходимости трансформировать характер компании и создать новую корпоративную философию, меняет и рекламный имидж.

Усилия приносят свой результат, когда речь идет не просто об изменении названия, а о создании нового бренда, т. е. когда само название обладает мощнейшим воздействием на человека, окружено широким спектром ассоциаций и трактовок и наполнено смыслом и для клиентов, и для сотрудников компании. В этом заложены возможности развития, как внешнего имиджа, так и внутрикорпоративной культуры.

Однако смена фирменного стиля может повлечь за собой провалы в бизнесе (компанию некоторое время не будут узнавать), если не сопровождать ее мощной PR-кампанией. Если начинать работу над фирменным стилем «с чистого листа», то это - прежде всего работа по названию компании, потом -- по знаку и логотипу. Остальные элементы зависят от специфики деятельности компании.

Существует тесная связь между отраслью деятельности компании и спецификой фирменного стиля. Например, если документация страховой компании будет иметь «легкий, воздушный» стиль с виньетками, это не придаст ей весомости; фирменный стиль авиакомпании не должен вызывать такие же ассоциации, как бренд, принадлежащий компании, производящей продукты массового потребления. Каждому виду бизнеса можно дать свое, конкретное, определение понятия «фирменный стиль».

Создание фирменного стиля на предприятии является сложным процессом. Только после того, как сформировалась общая концепция фирмы, можно начать разработку основных составляющих стиля. Правильная разработка фирменного стиля является сложным творческим и организационным процессом. Идентификация организации, единство стильного решения - главная задача дизайнеров, которые работают над созданием внешнего образа фирмы.

Мировая практика может предложить достаточно интересных примеров творческого подхода в решении этой задачи.

Так, сеть отелей типа «Хилтон» разработала особый единый дизайн окон, дверных ручек, светильников, а фирменным стилем сети магазинов «Marks and Spenser» является одинаковое оформление всех магазинов, форма продавцов и зеленые пакеты. Зеленый и желтый цвета компании «British Petroleum» является неотъемлемой частью дизайна автозаправок.

Фирма «Роул Мейл» для того, чтобы повысить свой статус перекрасила 32000 автомобилей и мотоциклов, 12000 почтовых ящиков, изготовила 16000 единиц новой одежды для почтальонов, разработала 1200 вариантов фирменных бланков. Фирму «Роул Мейл» начали узнавать во всем мире.

Внедрение фирменного стиля в деятельность организации является завершающим этапом в разработке фирменного стиля, поскольку оно требует отдельного плана, состоящего из своих этапов, продуманности и последовательности.

Стандартная деятельность по внедрению фирменного стиля организации может, включает в себя следующее:

  • 1) распространение приказа о соблюдении фирменного стиля;
  • 2) распространение внутренних разъяснительных писем по фирменному стилю;
  • 3) проведение внутренних семинаров по фирменному стилю;
  • 4) тренинги для секретарей ресепшн;
  • 5) оформление офиса компании в фирменном стиле;
  • 6) изготовление в фирменном стиле одежды сотрудников, занятых на производстве или в магазинах компании;
  • 7) оформление дверных табличек и вывесок компании в фирменном стиле;
  • 8) нанесение элементов фирменного стиля на продукцию компании;
  • 9) изготовление сувенирной продукции с элементами фирменного стиля компании;
  • 10) изготовление рекламно-полиграфической продукции с элементами фирменного стиля компании;
  • 11) наружная реклама с элементами фирменного стиля компании;
  • 12) реклама в СМИ с элементами фирменного стиля компании;
  • 13) интернет сайт с элементами фирменного стиля компании;
  • 14) использование фирменного стиля во время участия в конференциях и выставках, проведении специальных мероприятий. Браун, Л.С. Имидж - путь к успеху/ Л.С. Браун. - СПб. 2003. -73 с., стр.62

Таким образом, внедрение фирменного стиля компании происходит эволюционно не только в рамках ее общей коммуникационной стратегии по формированию имиджа, но и просто в процессе хозяйственной деятельности компании. Поэтому потребности в целенаправленных действиях по продвижению собственно фирменного стиля нет, гораздо важнее - его соблюдение и правильное применение.