Введение в PASCAL История создания языка Паскаль. Лабы по информатике, егэ В каком году был создан pascal

30.11.2023

1. Разработчиком языка Паскаль является:
б) Никлаус Вирт

2. Что из нижеперечисленного не входит в алфавит языка Паскаль?
в) Русские строчные и прописные буквы

3. Какая последовательность символов не может служить именем в языке Паскаль?
г) 2d

4. Вещественные числа имеют тип данных:
а) real

5. В программе на языке Паскаль обязательно должен быть:
в) программный блок

6. Какого раздела не существует в программе, написанной на языке Паскаль?
б) примечаний

7. Языковые инструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые в процессе решения задачи, называются:
б) операторами

8. Разделителями между операторами служит:
б) точка с запятой

9. Описать переменную – это значит указать ее:
б) имя и тип

10. В данном фрагменте программы:

Ошибкой является:
б) не определенное имя переменной

11. Какая клавиша нажимается после набора последнего данного в операторе read?
а) Enter

12. При присваивании изменяется:
в) значение переменной

13. Для вывода результатов в Паскале используется оператор:
в) write

14. Для вычисления квадратного корня из х используется функция:
в) sqrt (x)

15. Для генерации случайного целого числа из интервала trunc(x) Целая часть числа x |x| abs(x) Модуль числа x sqrt(x) Корень квадратный из x {x} frac(x) Дробная часть числа x arctg x arctan(x) Арктанкенс числа x ln x ln(x) Натуральный логарифм x p Pi Число ПИ x 2 sqr(x) Квадрат числа x

Возведение в степень (кроме возведения в квадрат и возведения в степень числа e) отсутствует. Для возведения в произвольную степень можно воспользоваться очевидным равенством: xy=e y ln x Для возведения числа в натуральную степень можно написать собственную функцию. Например, z=xy, где x, y - натуральные, это сделать так: Z: = Round(Exp(Y * Ln(X))).

Расчёт по формуле Примеры записи математических выражений: Математическая запись 2 x – 7 x + 6 Запись на Pascal Sqr(x) - 7 * x + 6 (Abs(x) - Abs(y)) / (1 + Abs(x * y)) Ln(Abs((y - Sqrt(Abs(x))) * (x - y / (z + Sqr(x) / 4))))

Задача. Вычислить значение выражения Program Expression; Var X, Z: Real; Begin Write("Введите значения переменной X: "); Read. Ln(X); Z: = 6 * ln(sqrt(exp(x+1)+2*exp(x)*cos(x))) / ln(x - exp(x+3) * sin(x)) + abs(cos(x) / exp(sin(x))); Write. Ln("Значение выражения: ", Z: 12: 6); End.

Ветвление - такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность действий

Оператор ветвления в полном варианте IF (условие) THEN (операторы) ELSE (операторы); условие - записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет IF A>B THEN max: =A ELSE max: =B; Сложные условия составляют из простых с помощью логических операций (OR, AND, NOT) IF (A>B)AND(A>C) THEN max: =A ELSE max: =100;

Src="http://present5.com/presentation/223935287_384486868/image-22.jpg" alt="Оператор ветвления в неполном варианте IF (условие) THEN (операторы); IF B >A THEN max:"> Оператор ветвления в неполном варианте IF (условие) THEN (операторы); IF B >A THEN max: =В;

Задача 2. Дано действительное число a. Вычислить f(a), если Program Us 1; Var x, F: Real; Begin Write. Ln("Введите действительное число: "); Read. Ln(x); IF x

Задача 3. Записать логическое выражение, принимающее значение TRUE, если точка лежит внутри заштрихованной области, иначе - FALSE. Прежде всего, обратим внимание на то, что эту сложную фигуру целесообразно разбить на несколько более простых: треугольник, лежащий в I и IV координатных четвертях и треугольник, лежащий во II и III четвертях. Таким образом, точка может попасть внутрь одной из этих фигур, либо на линию, их ограничивающую. Чтобы точка попала внутрь области, необходима истинность каждого из отношений, поэтому над ними выполняется операция AND. Так вся область была разбита на несколько, то между отношениями, описывающими каждую из них, используется операция OR. Учитывая приведенные здесь соображения и записав уравнения всех ограничивающих фигуру линий, получаем искомое логическое выражение: (X >= 0) And (Y >= 1. 5 * X – 1) And (Y = – 1. 5 * X – 1) And (Y

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Написать программу, которая вводит координаты точки (x, y) и определяет, попадает ли точка в заштрихованную область на рисунке. Попадание на границу области считать попаданием в область.

Задача 1. Даны действительные числа x, y. Если x и y отрицательны, то каждое значение заменить модулем; если отрицательно только одно из них, то оба значения увеличить на 0, 5; если оба значения неотрицательны и ни одно из них не принадлежит отрезку , то оба значения уменьшить в 10 раз; в остальных случаях x и y оставить без изменения. Разработаем алгоритм решения задачи, после чего напишем программу. Алгоритм запишем словесно: 1)ввести значения x, y; 2) если x

Program Usl; Var X, Y: Real; Begin Write("Введите два действительных числа "); Read. Ln (X, Y); If (X = 0. 5) AND (X = 0. 5) AND (Y

ОПЕРАТОР ВЫБОРА Кроме условного оператора в качестве управляющей структуры довольно часто используется оператор выбора CASE. Эта структура позволяет переходить на одну из ветвей в зависимости от значения заданного выражения. Оператор выбора позволяет заменить несколько операторов развилки. Запись оператора выбора CASE K OF A 1: серия 1; A 2: серия 2; . . . AN: серия N ELSE серия N + 1 END;

Задача 1. В старояпонском календаре был принят двенадцатилетний цикл. Годы внутри цикла носили названия животных: крысы, коровы, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, петуха, собаки и свиньи. Написать программу, которая позволяет ввести номер года и печатает его название по старояпонскому календарю. Справка: 1996 г. - год крысы - начало очередного цикла. Поскольку цикл является двенадцатилетним, поставим название года в соответствие остатку от деления номера этого года на 12. Program Goroskop; Var Year: Integer; Begin Write("Введите год "); Read. Ln(Year); CASE Year MOD 12 OF 0: Write. Ln("Год Обезьяны"); 1: Write. Ln("Год Петуха"); 2: Write. Ln("Год Собаки"); 3: Write. Ln("Год Свиньи"); 4: Write. Ln("Год Крысы"); 5: Write. Ln("Год Коровы"); 6: Write. Ln("Год Тигра"); 7: Write. Ln("Год Зайца"); 8: Write. Ln("Год Дракона"); 9: Write. Ln("Год Змеи"); 10: Write. Ln("Год Лошади"); 11: Write. Ln("Год Овцы") END; END.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1) Написать программу, позволяющую по вводимому номеру дня недели вывести название дня. 2) Для двух целых чисел надо определить, является ли их сумма четным числом или нет. Для проверки четности используем условие: остаток от деления на 2 четного числа равен 0. Д/З Составить программу, которая по введенному номеру месяца выводит на экран название времени года.

Задача 2. Составить программу, которая по введенному номеру дня недели выводит на экран его название. Program days; Var day: integer; Begin Write(‘Введите номер дня недели’); Readln(day); Case day of 1: writeln(‘Понедельник’); 2: writeln(‘Вторник’); 3: writeln(‘Среда’); 4: writeln(‘Четверг’); 5: writeln(‘Пятница’); 6: writeln(‘Суббота’); 7: writeln(‘Воскресенье’) else writeln(‘Такого дня нет’); end.

Пример. Составить программу, которая по введенному номеру месяца выводит на экран название времени года. Program m; Var k: byte; Begin Write(‘Введите номер месяца’); Readln(k); Case k of 1, 2, 12: writeln(‘Зима’); 3, 4, 5: writeln(‘Весна’); 6, 7, 8: writeln(‘Лето’); 9, 10, 11: writeln(‘Осень’) else writeln(‘Такого месяца нет’); end.

Контрольные вопросы 1) Какую управляющую структуру Паскаля нужно использовать, если проверяемое выражение может принимать несколько возможных значений, и в каждом случае необходимо выполнять разные действия? 2) Чем отличается линейный алгоритм от ветвления? 3) Какие ключевые слова используются в Паскале для организации ветвления? 4) Чем полное ветвление отличается от неполного? 5) Как оформлять текст программы, чтобы он был понятнее? 6) Что необходимо использовать, если в случае истинности некоторого условия нужно выполнить несколько операторов? 7) В каком случае количество операторов begin в программе не должно соответствовать количеству операторов end?

Язык программирования Pascal был создан Никлаусом Виртом, и назван в честь французского философа и математика XVII в. Блеза Паскаля. В то время Вирт был профессором информатики в Федеральном техническом университете в Швейцарии и нуждался в языке, с помощью которого можно было обучать студентов навыкам программирования.

Концепция Паскаля была разработана Н. Виртом примерно в 1970 году и Паскаль быстро получил широкое распространение благодаря легкости его изучения, наглядности составленных на нем текстов программ. Поскольку Паскаль послужил основой для разработки других языков программирования, таких как Ада и Модула-2, и поскольку многие языки содержат аналогичные Паскалю структуры, знание Паскаля является солидной базой для изучения других языков программирования.

В середине 70-х годов была создана попытка разработать международный стандарт на Паскаль. В результате в 1982 году появился стандарт ИСО 7185.

Язык Паскаль стараниями Андерса Хейлсберга превратился в мощную профессиональную систему программирования Turbo Rascal. После просуществовавшей сравнительно недолго и не получившей широкое распространения версии 1.0 в середине 1984 года появляется версия 2.0. Распространение которой пошло стремительными темпами. К осени 1985 года появляется версия3.0, отличающаяся от версии 2.0 следующими особенностями: компилятор и редактор стали работать существенно быстрее, появилась возможность передачи параметров в программу с помощью команды RUN, стал возможным вызов MS-DOS из программы, стала удобной работа с файлами. С начала 1988 года начинает распространяться версия 4.0.

Здесь Турбо Паскаль представлен в совершенно новой форме. Не только становится еще более быстрым компилятором, но и появляется совершенно новое программное окружение. Появилась возможность разбиения программы на части (модули), компилируемые по отдельности. К осени 1988 года появилась версия 5.0 с еще белее развитым программным окружением. Здесь заслуживает внимания прежде всего встроенный отладчик. Турбо Паскаль может использоваться в большинстве существующих для персональных компьютеров операционных систем.

Появление инструментальных средств Borlаnd Pascal with Objects и Delphi для разработки программ в среде Windows лишний раз показала какие по истине неисчерпаемые возможности таит в себе Паскаль. Borland Pascal и используемый в Delphi язык Object Pascal основываются на Turbo Pascal и развивают его идеи.

Delphi - компилятор языка Pascal. Delphi 1 был первым инструментарием разработки Windows приложений, объединившим в себе оптимизирующий компилятор, визуальную среду программирования и мощные возможности работы с базами данных. Годом позже Delphi 2 предложил все то же, но на новом уровне современной 32-битной операционной системы Windows 95 и Windows NT. Кроме того, Delphi 2 предоставил программисту 32-битовый компилятор, создававший более быстрые и эффективные приложения, мощные библиотеки объектов.

Продолжительная работа команды разработчиков Delphi привела к появлению в третьей версии продукта расширенного набора инструментов для создания приложений, возможности использования технологий COM для разработки приложений WWW и многих других современных технологий программирования.

Delphi 4 является очередным шагом в эволюции компиляторов Паскаля с тех времен, когда более 16 лет назад Андерс Хейлсберг создал первый компилятор Turbo Pascal.

Был разработан в 1970 г. Никлаусом Виртом как язык, обеспечивающий строгую типизацию и интуитивно понятный синтаксис. Он был назван в честь французского математика, физика и философа Блеза Паскаля .

Одной из целей создания языка Паскаль Никлаус Вирт считал обучение студентов структурному программированию. До сих пор Паскаль заслуженно считается одним из лучших языков для начального обучения программированию. Его современные модификации, такие как Object Pascal, широко используются в промышленном программировании (среда Delphi).


Блез Паскаль
Выпущенная в 1995 г. как продолжение среды Turbo Pascal система программирования Delphi стала одной из лучших сред для быстрого создания приложений. Delphi ввела в язык Паскаль ряд удачных объектно-ориентированных расширений; обновленный язык получил название Object Pascal. Начиная с версии Delphi 7.0, язык Delphi Object Pascal стал называться просто Delphi , однако, старое название используется часто. Последняя версия среды - Delphi XE .
Среда Delphi 7

Наиболее известной свободной реализаций языка Паскаль является Free Pascal . Помимо открытости исходного кода, его основным преимуществом является мультиплатформенность, а также поддержка различных диалектов Паскаля. На основе FreePascal создана свободная мультиплатформенная среда Lazarus , аналогичная среде Delphi. Однако, бедный и не меняющийся десятилетиями консольный интерфейс интегрированной среды Free Pascal, мало совместимый с современными интерфейсами рабочих столов операционных систем, всё более отталкивает обучаемых, неправильно формируя у них представление, что Паскаль - устаревший язык.

С другой стороны, среда Delphi по мере развития становилась все более громоздкой и малопригодной для обучения программированию. Кроме того, отсутствует бесплатная версия Delphi даже для академического использования. Данные факторы привели к практически полному исчезновению Delphi из сферы образования, а для среды Lazarus, несмотря на ее бесплатность, такие случаи единичны.

Наконец, появление платформ Java и.NET, включающих мощный язык программирования и мощные стандартные библиотеки ослабило позиции языка Delphi. Для обучения программированию стали чаще использоваться такие языки как Java, C, C++, C#, Visual Basic, Python, Haskell.

Одним из ярких событий, связанных с развитием языка Паскаль, стало появление языка и компилятора Oxygene фирмы RemObjects , который создатели заслуженно назвали современным Паскалем 21 века. Oxygene может генерировать код под различные платформы, в том числе под платформы.NET и Java. Основным его недостатком является отсутствие бесплатного компилятора и среды для образовательных целей. Кроме того, Oxygene достаточно сильно отличается от канонического языка Паскаль (методы классов вместо процедур и функций), что отражает его сугубо профессиональную направленность.

Язык и система программирования сайт призваны изменить сложившуюся ситуацию и вернуть языку Паскаль былую привлекательность как для обучения, так и для профессионального программирования, помножив ее на мощь платформы.NET.