Обзор портативных ЦАП: Hi-Fi для долгого пути. Из цифры в ноты: лучший портативный ЦАП Большое в малом

04.05.2024

Если ваша музыка хранится на ноутбуке, портативный ЦАП просто необходим. Наушники будут вам благодарны

Тот, кто слушает музыку с ноутбука или настольного компьютера, скорее всего, заметит улучшение качества звучания, отказавшись от встроенного ЦАП и выхода на наушники. Портативные устройства, включающие ЦАП и усилитель для наушников, берут на себя задачу обработки звукового сигнала, обеспечивая максимально возможное качество. Мы тестируем четыре доступные портативные модели, способные радикально повысить удовольствие от музыки с ПК.

Человеческим языком

ЦАП

Цифроаналоговый преобразователь превращает цифровую информацию в аналоговый сигнал; усилитель и АС создают из него звук. Любой цифровой аппарат оснащен ЦАП.

Асинхронность

Асинхронный USB-порт позволяет ЦАП управлять потоком информации, повышая качество звучания; в иных случаях это делает компьютер.

Audioengine D3

Алюминиевый корпус D3, собранный при помощи крошечных винтиков, выглядит очень прочным и сопротивляется любым попыткам согнуть его. Превратить то, что на первый взгляд кажется простой USB-флэшкой, в симпатичный Hi-Fi-компонент - непростая задача, но фирме Audioengine это удалось.

Благодаря маленькому алюминиевому корпусу Audioengine очень похож на флэшку - для полноты картины не хватает только крышечки

Однако досадно, что к нему не прилагается такая же алюминиевая крышка для защиты USB-разъема, когда он не подключен или лежит в кармане. Впрочем, D3 снабжен собственным шерстяным футлярчиком - так что долгой холодной зимой хотя бы ЦАП будет в тепле.

Кроме него в комплект входят короткое, но внятное руководство по установке и кабель с адаптером, который позволит подключать к 3,5-миллиметровому выходу наушники со штекером на 6,3 мм. Мы тестировали D3 с накладными наушниками AKG K550 и вкладышами Klipsch X7i.

Поддержка HD-аудио

ЦАП Audioengine совместим с компьютерами под Mac и Windows; в отличие от некоторых других моделей ему не требуется дополнительный драйвер под Windows. Как и AudioQuest DragonFly v1.2, D3 принимает файлы вплоть до 24 бит/96 кГц «как есть»; форматы высокого разрешения с дискретизацией 24 бит/192 кГц компьютеру придется предварительно перекодировать в 24/96. D3 также допускает асинхронную передачу данных с USB-выхода компьютера, что обеспечивает повышение качества звучания.

На передней панели устройства расположены два крошечных индикатора. Крайний светится синим цветом, если Audioengine обрабатывает записи с частотой дискретизации 88,2 кГц и выше; в противном случае он остается темным. Ближний белый индикатор показывает, что ЦАП включен и готов к приему данных.

В отличие от Cambridge Audio DacMagic XS, D3 не оснащен регулятором громкости звука - как, впрочем, и AudioQuest DragonFly v1.2. Вам придется управлять ею с помощью программы, воспроизводящей музыку.

Детальность и сила

D3 удается извлечь приличное количество деталей из WAV-копии песни Bad Guy Эминема. Устройство предпочитает прямой, безыскусный звук. Мрачные басовые ноты бьют с достаточной силой; хлопки, разбросанные по песне, подаются точно и четко - хотя эмоциональность голоса Эминема воссоздается не так убедительно, как у AudioQuest.

Нам хотелось бы побольше мелких деталей и более полной проработки текстур нот. Недостаточная утонченность звучания слегка снижает радость от прослушивания.

Рождественский кавер Лили Аллен песни Somewhere Only We Know демонстрирует сфокусированность и выразительность изящной партии фортепиано и мягкого голоса певицы, однако звучание в целом менее естественное и достоверное, чем у DacMagic XS. Кроме того, оно уступает тому, что у DragonFly, качеством передачи тончайших нюансов и эмоционального содержания песни.

Конструкция Audioengine неплоха, но ему не удается полностью захватить внимание слушателя и оставить долговременное впечатление. А учитывая цену - не самую низкую среди моделей теста - шансов у D3 не слишком много.

Цена: $250

Оценка: 3

ЗА: Приятный, весомый звук; качество изготовления; неплохая детальность

ПРОТИВ: Звучанию недостает чистоты, детальности и динамики; цена

ВЕРДИКТ: Звук в целом неплох, но у конкурентов он лучше и цена ниже

Цифры и факты

  • Доп. входы:Нет
  • Выходы:3,5 мм
  • Габариты (В×Ш×Г):6,5×2×1 см

AudioQuest DragonFly v1.2

В момент своего появления в 2012 году модель DragonFly произвела фурор. Компания AudioQuest взяла два традиционных Hi-Fi-компонента - ЦАП и усилитель для наушников - и объединила их в удобном компактном устройстве с отменным звуком.

Внешне новая модель неотличима от первой, хотя на деле это DragonFly v1.2. Разницу можно обнаружить по наклейке на корпусе, а также по цвету кольца вокруг выхода на наушники (раньше оно было черным, теперь стало серым). Кроме того, есть несколько новых надписей и логотипов.

Однако внутри изменилось многое. В стремлении еще больше повысить качество звука компания сократила путь прохождения сигнала между чипом ЦАП и аналоговым выходом, а также переработала внутренний источник питания.

Список характеристик DragonFly не изменился; он по-прежнему асинхронный, совместим с PC и Mac, а регулировку громкости придется выполнять на устройстве воспроизведения. Файлы с дискретизацией вплоть до 24 бит/96 кГц DragonFly проигрываются «как есть», а форматы высокого разрешения с параметрами 24 бит/192 кГц компьютеру приходится перекодировать в 24/96.

Цветовая кодировка

Конструкция и дизайн DragonFly нам всегда очень нравились; он обладает солидной весомостью, а черная матовая отделка очень приятна на ощупь. Логотип светится разными цветами, соответствующими характеристикам воспроизводимых файлов: зеленый - 44,1 кГц, голубой - 48 кГц, янтарный - 88,2 кГц, а пурпурный - 96 кГц.

Стоит прослушать пару песен, и вы убедитесь, что открытость, объемность и детальность звучания первой версии DragonFly полностью сохранились, но оно приобрело дополнительную чистоту.

Новый DragonFly раскрывает еще больше деталей и наделен повышенной динамической мощью. Исполнение стало ближе к оригиналу, чем раньше.

Композиция Up Is Down из саундтрека к «Пиратам Карибского моря» звучит очень грандиозно - мощно, ритмично и динамично - и DragonFly без труда передает все эти качества слушателю. В WAV-версии этой композиции струнные проявляют естественную плавность, а духовые в сочетании с перкуссией создают динамичный, взрывной финал.

Роскошные темп и ритмичность

DragonFly может похвастаться безупречной ритмичностью и точной передачей темпоритмов. Оптимистичная танцевальная мелодия Under Control Кэлвина Харриса демонстрирует заводной энтузиазм и столь же жизнерадостный темп; настроение от ее прослушивания мгновенно повышается.

НЧ восхищают плотностью и глубиной; это подчеркивает уверенное и убедительное исполнение Empire State Of Mind рэпера Jay-Z - как в копии CD-качества, так и в потоковой трансляции со Spotify. Удары по барабанам бьют резко и мощно, их атака четко прописана, также как и фортепианных нот на заднем фоне. Голос Алишии Киз выходит чуть менее мягким, чем в варианте Cambridge Audio, зато прозрачность и детальность выше у DragonFly.

Самое замечательное в данном случае - это сочетание потрясающего качества звучания с поистине соблазнительной ценой. Успешный полет DragonFly продолжается!

Цена: $350

Оценка: 5

ЗА: Невероятно чистое и детальное звучание; роскошная динамика; потрясающая ритмичность; эффектный дизайн;

ПРОТИВ: За эту цену - ничего

ВЕРДИКТ: Первая версия была чудесна, но качество новой - еще выше

Цифры и факты

  • Доп. входы:Нет.
  • Выходы:3,5 мм
  • Макс. дискретизация:24 бит/96 кГц
  • Габариты (В×Ш×Г):6,2×1,9×2,1 см

Cambridge Audio DacMagic XS

В активе компании Cambridge Audio уже есть два отличных ЦАП - DacMagic 100 и DacMagic Plus; однако оба они - довольно большие настольные устройства с питанием от сети. Сверхпортативный DacMagic XS миниатюрен и питается по USB.

Не судите о размерах по фото; в жизни DacMagic XS намного меньше: 5 см в высоту, 3 - в ширину, 1 - в глубину

Это один из самых недорогих компонентов в своем классе, однако по внешности DacMagic XS этого не скажешь: стильный компактный корпус, приятная отделка. Он несколько шире и толще, чем модели DragonFly и Audioengine, но качество изготовления весьма высокое; этот ЦАП производит очень приятное впечатление.

Разъемов здесь немного: только вход microUSB на одном торце, служащий для подключения к компьютеру при помощи комплектного кабеля, и стандартный 3,5-миллиметровый выход на наушники на другом.

Единственный светодиод обозначает частоту дискретизации входного сигнала: при приеме файлов с частотой 44,1 бит/48 кГц он светится синим, с 88,2/96 - зеленым, а с 176,4/192 - фиолетовым. Он также показывает уровень громкости.

Очень прост в работе

Если при воспроизведении музыки через ЦАП AudioQuest и Audioengine громкостью приходится управлять с компьютера, то у Cambridge Audio есть собственные регуляторы - круглые кнопки «+» и «-». Если нажать сразу на обе и удерживать несколько секунд, то они переключают ЦАП с режима USB 1.0 на USB 2.0. Во втором случае DacMagic XS способен принимать поток в исходном высоком разрешении - 24 бит/192 кГц. Режим USB 1.0 ограничен 24 бит/96 кГц (пользователям PC для этого нужно скачать драйвер с сайта Cambridge).

У режима USB 2.0 есть еще одно преимущество: качество звучания в этом случае обычно выше. Даже стандартная CD-копия песни Леди Гаги Do What You Want с дискретизацией 16 бит/44,1 кГц лучше исполняется в режиме USB 2.0: более сфокусированно, стабильно и уверенно, со множеством отменно организованных деталей.

ЦАП Cambridge сообщает композиции приятную весомость и энергичную динамику; точные, подвижные и проработанные басы формируют ее основу. Приятный тональный характер DacMagic позволяет смягчить звучание слишком резких или ярких записей. Если вы привыкли слушать музыку с ноутбука или настольного компьютера через выход на наушники, с DacMagic вы сразу почувствуете разницу.

Мягкий, полнокровный звук

Файлы в более высоком разрешении еще больше радуют слух. 50 Words For Snow Кейт Буш с параметрами 24/96 звучит утонченно и затейливо; Cambridge демонстрирует завидную дотошность и особую бережность при воссоздании вокала, которому присущи естественная теплота и полнокровность. Не меньше восхищает запись фортепианного концерта Бетховена № 4 соль минор Op.58.

Однако нам кажется, что у AudioQuest DragonFly чуть более чистый звук, а также чуть выше детальность и качество проработки динамики.

ЦАП Cambridge Audio легко обходит конкурентов от Fiio и Audioengine; его главная проблема - AudioQuest DragonFly с новой сверхнизкой ценой. Он стоит всего на $150 больше, и многие покупатели предпочтут немного переплатить за значительный рост качества звучания.

Цена: $200

Оценка: 4

ЗА: Превосходный тональный характер; приятный звук; поддержка форматов 24/192; качество отделки

ПРОТИВ: Детальность и динамика не идеальны

ВЕРДИКТ: DacMagic XS очень хорош и отлично подойдет тем, кто не может себе позволить потратить больше

Цифры и факты

  • Доп. входы:Micro USB
  • Выходы:3,5 мм
  • Габариты (В×Ш×Г):5,4×3×1 см
  • Вес:100 г

Fiio E17

Внешне Fiio E17 больше похож на MP3-плеер, чем на компактный усилитель для наушников с ЦАП. Тем не менее он достаточно портативен, чтобы носить его в кармане, и в целом относится к тому же классу, что и модели DragonFly и D3.

Наличие экрана - это хорошо; устройство с дисплеем намного удобнее в дороге, а также во время первоначальной настройки

Множество функций

E17 сразу же получает несколько очков в копилку благодаря весьма высокой для этой ценовой категории оснащенности. Во-первых, он снабжен маленьким OLED-дисплеем. Если на других устройствах этого класса данные о частоте дискретизации ограничиваются цветовой кодировкой (зачастую непонятной) и миниатюрными светодиодами, здесь можно просто посмотреть на дисплей - заодно уточнив название песни.

Порт mini-USB для подключения к USB-порту компьютера работает по стандарту USB 1.0, так что Fiio способен принимать потоки до 24 бит/96 кГц. Файлы в формате 24/192 можно подавать через специальный цифровой вход E17 при помощи коаксиального кабеля и комплектного адаптера. Оптический вход совместим только с 96 кГц.

Кроме того, вы также можете принимать сигнал с другого источника, например CD-проигрывателя, используя встроенный ЦАП Fiio, а затем передавать его на усилитель или пару активных АС.

Кстати, об усилителях: на нижней грани E17 есть специальный коннектор для подключения к настольному усилителю Fiio E09K. 3,5-миллиметровый вход для смартфона или MP3-плеера позволяет использовать Fiio как усилитель для наушников.

CD-копия песни La La La исполнителя Naughty Boy с дискретизацией 16/44 воспринимается качественно и убедительно; приятный тональный характер Fiio скорее можно назвать успокаивающим, чем агрессивным.

При прослушивании через наушники AKG K550 струнные звучат душевно и деликатно, а басы вполне энергичны, что позволяет им передать бодрый темп музыки.

В версии песни Gimme Shelter группы Rolling Stones с более высокой частотой дискретизации детальность заметно возрастает, и Fiio неплохо справляется с повышенным разрешением. Гитарное соло Кита Ричардса раздается достаточно резко и четко, хотя и уступает динамичностью и эмоциональностью моделям DragonFly и DacMagic XS.

Не самый прозрачный звук

Нам бы также хотелось большей чистоты воспроизведения: если DragonFly раскрывает композицию, придавая ей объемность прозрачность и детальность, то скрупулезности E17 хватает на то, чтобы создать у слушателя общее представление о музыке - но передать тончайшие нюансы, которые и делают исполнение захватывающим, ему не под силу.

Звук становится лучше после выставления громкости на E17 на максимум, а на источнике (MacBook Pro) на немного пониженный уровень. В результате повышается объемность и улучшается динамика, но не настолько, чтобы потревожить лидеров класса.

Композиция Royals певицы Лорд исполняется неплохо, но басам немного недостает мощи и целеустремленности. Fiio не удается так же полно воссоздать динамику и масштабность записи, как, например, DragonFly.

В теории Fiio вполне неплох, список его функций и характеристик способен впечатлить поклонников хорошего звука. Однако качеством звучания он заметно уступает ближайшим конкурентам. Оно приемлемо - и не более того.

Цена: $225

Оценка: 3

ЗА: Приятный, неагрессивный звук; баланс и детальность; оснащенность

ПРОТИВ: Звук не самый энергичный и захватывающий; недостает прозрачности и глубины проработки

ВЕРДИКТ : E17 - универсальный и разносторонний, но по качеству ему далеко до лидеров

Цифры и факты

  • Доп. входы:3,5 мм, оптический/коаксиальный цифровой, mini USB
  • Выходы:3,5 мм
  • Макс. дискретизация:24 бит/192 кГц
  • Габариты (В×Ш×Г):9,6×5,5×1,5 см
  • Вес:112 г

Подводим итоги

Победитель AudioQuest DragonFly $350

Новая версия DragonFly стоит на треть меньше первой, а звучит еще лучше; нам представляется, что на сегодняшний день конкурентам просто нечего противопоставить

Симпатичный и компактный ЦАП AudioQuest DragonFly с отменным звучанием летит к успеху на крыльях ветра.

Нам немного жаль Cambridge Audio DacMagicXS, который в результате столкновения с победителем лишился своей пятой звезды; если вы можете потратить $200 и ни центом больше, DacMagicXS будет весьма неплохим вариантом - его отличают высокое качество изготовления и на редкость утонченный для этой ценовой категории звук.

Но разница в стоимости с ЦАП AudioQuest не так уж велика, но в качестве - определенно намного больше. Новая версия DragonFly v1.2 - еще лучше своей великолепной предшественницы.

При заметном снижении цены качество звучания возросло в той же степени; музыка восхищает необычайной чистотой и поразительной детальностью, а с динамическими возможностями DragonFly не сравнится ни одна модель этого класса.

Fiio E17 проявил себя достаточно неплохо. Он несколько крупнее конкурентов, зато оснащен дополнительными и весьма полезными функциями. Его звучание скорее можно назвать осторожным, чем захватывающим; нам хотелось бы больших насыщенности и остроты - но не стоит судить слишком строго, учитывая цену и оснащенность.

И наконец, Audioengine D3. Качеством звучания он примерно соответствует Fiio: вполне неплохо, но не потрясает воображение. При достаточно невыразительном звуке это самая дорогая модель теста; так что мы были вынуждены присвоить ей только тройку.

ПЕРЕД ПОКУПКОЙ

Разрешение файлов

В технических характеристиках легко запутаться. Многие из участников теста принимают через USB форматы с дискретизацией до 24 бит/96 кГц, не поддерживая 24/192. Насколько это важно для вас - зависит от вашей коллекции. Если вы покупаете треки на iTunes или копируете их с CD без сжатия, то 96 кГц вам хватит с лихвой. Если же вы предпочитаете записи наивысшего разрешения, убедитесь, что ваш ЦАП понимает их.

ДОПОЛНЯТ СИСТЕМУ

Эта пара поможет полностью раскрыться талантам DragonFly

Ноутбук

Apple MacBook Pro от $1200


Нам нравятся простота работы с MacBook Pro и удобный интерфейс для хранения музыки.

Наушники

Philips Fidelio M1 $250

Теплое и естественное звучание с поразительным количеством деталей.

Он так похож на стильный аксессуар, что поначалу и воспринимается крутой, хотя вовсе и не обязательной мужской игрушкой. Но стоит однажды попробовать на слух новый продукт OPPO, и отношение к нему сразу меняется. Это настолько профессиональная и грамотно сделанная вещь, что без нее за наушники даже браться не захочется.

БОЛЬШОЕ В МАЛОМ

А, видели, знаем… Наверняка такой будет первая реакция у любого, кто краем глаза следит за прогрессом персонального аудио. Спорить не станем, обзоры на очень похожий ЦАП-усилитель OPPO HA-2 выходили всюду, и у нас в том числе – подробный тест мы еще в 2014 году. Но сейчас речь пойдет о новой версии аппарата, получившей к названию приставку SE.

Внешние данные устройства не изменились ни на йоту. Рифленая «пробка» регулятора громкости все также изящно подсвечивается зеленым светодиодом, а плоские боковины алюминиевого корпуса - обшиты натуральной кожей. На верхнем торце два гнезда под 3,5-миллиметровый «джек». Одно служит выходом на наушники, а второе универсальное – в режиме ЦАПа становится линейным выходом, а при переключении на аналоговый тракт - линейным входом. Сам коммутатор источников располагается на нижнем торце рядом с гнездами USB и Micro USB, что создает некоторые неудобства. Было бы логично этот селектор перенести на боковую грань, где и сосредоточены все основные органы: индикатор заряда с кнопкой изменения состояния и переключатели Bass+ и Gain, задающие высокий или низкий коэффициент усиления.

Функциональных новшеств нет. Семичасовую автономность работы ЦАП-усилителя обеспечивает прежний литий-полимерный аккумулятор емкостью 3000 мАч. Накопленную в нем энергию при необходимости можно направить на подзарядку смартфона. Причем из HA-2SE получается пусть и не самый ёмкий, зато очень быстрый power bank – 70% энергии он набирает от штатного зарядного устройства менее чем за 1,5 часа и, как оказалось, также шустро передает её какому-либо подсевшему устройству.


Помимо вилки с гнездом USB в комплекте прилагается четыре разных кабеля: линейный с «джеками», стандартный USB - micro USB, короткий соединитель для гнезда Lighting и еще похожий с штекерами micro USB на каждом конце (для смартфонов, поддерживающих USB OTG). Есть еще пара колец-резинок, при помощи которых смартфон и усилитель объединяются в одну связку. Кстати, по габаритам HA-2SE почти идеально подходит к смарту с дисплеем на 5 - 5,5 дюймов, но у такой гармоничной пары габариты получаются приличные. Конечно, можно было встроить в ЦАП модуль Bluetooth, но разработчики HA-2SE в первую очередь думали не об удобствах, а о Звуке. Именно так, с большой буквы. И сейчас вряд ли на рынке отыщется аналог ценой до 500 долларов с настолько продвинутым содержимым и сильными техническими параметрами. Тут OPPO опять кладет на лопатки конкурентов. В прежней модификации усилителя использовался 8-канальный чип ESS Sabre32 ES9018-2M в урезанной до стерео версии (тот самый, что прославил Blu-ray-проигрыватель OPPO BDP-105D и стационарный усилитель для наушников HA-1). Вместо него установлен еще более совершенный 32-битовый ES9028-Q2M с внутренней цепью подавления джиттера.

Модернизирована и аналоговая часть. Усилитель, собранный на высококлассных операционниках, выходные каскады которых работают в тандеме с подобранными дискретными транзисторами в классе AB, стал выдавать повышенную мощность как на высокоомные наушники, так и с сопротивлением от 16 Ом. Заодно улучшено соотношение сигнал/шум, что особенно актуально для тех, кто использует высокочувствительные внутриканальные мониторы.

Отдельно отмечу, что HA-2SE остался в той же ценовой категории, что и предыдущая «двойка» – выходит, за те же деньги приобретаешь аппарат с еще более высокими данными.


Свои первые пробы я провел в настольной «студии», используя устройство в качестве стационарного ЦАПа вместо Schiit Modi Multibit. Был уверен, что мультибитник выиграет у новичка «в одни ворота» хотя бы за счет полноценного двухвольтового выхода. Но всё оказалось гораздо интереснее. Файлы стандартного качества 16 бит/44 кГц HA-2 SE воспроизвел необычайно органично и пластично. Он оказался нейтральнее в верхнем регистре, информативнее в нижнем и ни пяди не уступил в динамике! Впрочем, такой же рафинированный саунд OPPO выдал и при проигрывании hires-файлов, тогда как его стационарный конкурент на том же контенте гораздо аккуратнее обращался с тембрами и тональным колоритом. Зато портативный ЦАП давал более живую трактовку пространству, формируя и внушительный масштаб, и ясные выпуклые образы (кстати, наглядная демонстрация преимуществ чистого батарейного питания).

Первый вывод: при всей своей компактности HA-2SE в «большой» аудиосистеме покажет себя как очень музыкальный и технически весьма продвинутый USB-ЦАП, поддерживающий PCM до 384 кГц и DSD до 11,2 МГц.

«Пристрелка» к качеству усилителя на основе сравнений много времени не отняла и выглядела примерно так: я переключал наушники с HA-2SE на любое устройство с телефонным выходом, с которого воспроизводился тот же набор файлов, восклицал «ой», и быстренько возвращал всё на место. Если аудиосигнал на OPPO приходит в цифре по USB, достоинства усилителя раскрываются на 100%! Смартфон Lumia 930 безобразно проигрывал ему в банальной чистоте воспроизведения вообще с любыми наушниками. Выход MacBook Air на фоне HA-2 SE выдавал либо жирный мутный звук (с динамическими открытыми ), либо яркий в среднем регистре (при подключении недорогих Sennheiser HD 595), либо плохо детализированный на ВЧ (со вставными TDK TH-ECBA700). Не расстроил ноутбук только с закрытыми , порадовав линейностью и прозрачностью. Кстати, менее всего портативному усилителю уступил относительно современный iPad Mini – отличия в качестве звучания с разными наушниками были не настолько существенными, чтобы возникло желание немедленно заплатить за ЦАП OPPO и слушать музыку только с него.


Теперь – об особенностях согласования HA-2SE с конкретными наушниками. С магнитопланарами родной марки, которые можно отнести к низкоомным моделям с невысокой чувствительностью (26 Ом, 102 дБ), получаем отличный запас по громкости и хорошее разрешение в высокой полосе. Существенным кажется и выигрыш в быстрой динамике, в чистоте атаки. Но при этом с PM-3 возникает стойкая иллюзия, будто усилитель способен на большее, а наушники чего-то недобирают. Нижний бас наполненный и фактурный, но в нижней середине чувствуется легкие гудящие тона. Шумовые высокие чисты и воздушны, но в звон металла вкрапляются чрезмерно жесткие нотки. Кстати, сильное впечатление остается от прослушивания электронных, танцевальных и даже попсовых записей – они звучат «окультуренно», без режущих слух «цифровых» верхов и задавленного компрессором вокала. Но переключаешься на акустическую музыку или классику и остаешься равнодушным – фирменной связке не хватает какой-то живинки.

С высокочувствительными Sennheiser HD 595 (50 Ом, 112 дБ) характер звучания меняется кардинально: теперь всё драматично и броско, насыщенно и игриво. Но ведь и чисто! Меня потрясло почти полное самоустранение подкраски в середине, которая часто давала о себе знать в этой модели наушников. Из минусов: немного суженный на субъективный взгляд частотный диапазон (недобор по глубине басов).

Слушать музыку на HA-2SE с Sennheiser HD 650 (300 Ом, 103 дБ) – сплошное удовольствие. Все взвешено, интеллигентно и очень подробно. Несмотря на высокое сопротивление телефонов, недостатка динамики нет и в помине – усилительные каскады в версии SE, похоже, действительно стали мощнее. Особенно радует четкость в басовом регистре, сочетающаяся с открытой развернутой подачей середины. Умение ладить с такими капризными наушниками, которые в одних системах могут показаться резкими, а в других – неоправданно глухими – первый признак «правильности» телефонного усилителя. Чем больше слушаешь, тем сильнее укрепляешься в мысли, что HA-2 SE можно считать эталоном.


С некоторыми наушниками это устройство вообще творит чудеса. Я никогда не считал однополосные арматурные TDK TH-ECBA700 выдающимися. Просто удобные затычки с мощнейшей звукоизоляцией, убойной динамикой и выделенной серединой, что так кстати при прослушивании музыки в авиаперелетах. И вдруг им словно добавили еще одну полосу! Верх обрел микрорисунок, заполнился атмосферой, заблистал новыми деталями. Угомонились и все неприятные «подсвистывающие» резонансы, которые мне казались неискоренимыми – я теряюсь в догадках в том, каким чудом усилитель нейтрализовал их, но это же факт. Правда, наушники заодно стали давать заметную слабину и по низким частотам, что пришлось включать корректор Bass+. Его воздействие не идеально, но музыкальный баланс он все-таки приводит в норму.

Слушая музыку напрямую с ноутбука, я нередко прибегаю к маленькому трюку. Чтобы слух быстро не утомлялся, стандартным системным параметрическим эквалайзером (он зашит в Mac OS X - в Windows не ищите) я нахожу те составляющие спектра, которые звуковой тракт в силу разных причин либо акцентирует, либо подкрашивает. У меня целая коллекция таких «антистрессовых» EQ-пресетов для самых разных наушников. Однако с классным ЦАП-усилителем необходимость в коррекции практически отпадает – можно полностью переключиться с технических нюансов воспроизведения на чисто музыкальные. А с HA-2SE это правило работает, когда на голове даже не самые крутые наушники.




КОМПОНЕНТЫ

  • Источники:
    • ноутбук Apple MacBook Air A1465
    • планшет Apple iPad Mini 3
    • смартфон Nokia Lumia 930
  • ЦАП Schiit Modi Multibit
  • Ресивер TEAC Reference AG-H300 Mk III (модифицированный)
  • Акустические системы Castle Richmond Classic 3i (модифицированные)
  • Головные телефоны: OPPO PM-3, Sennheiser HD 595 и HD 650, TDK TH-ECBA700
  • Кабели:
    • межблочные RealCable CA1801 (модифицированный)
    • USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
    • акустические Kimber Kable 12TC

Портативный ЦАП-усилитель OPPO HA-2SE

Производитель: OPPO Digital (США)

Входы: USB Type-A, micro-USB и Aux (совмещён с аналоговым выходом)
Выходы: линейный и Phones 3,5 мм
Спецификации USB: 2.0, OTG
Поддерживаемые аудиоформаты: PCM до 32 бит/384 кГц, DSD2.8/5.6/11.2
Воспроизводимый диапазон: 20 - 200000 Гц
Уровень на линейном выходе: до 1 В RMS
Выходное сопротивление: 0,5 Ом
Выходная мощность: 2 х 300 мВт (16 Ом), 2 х 220 мВт (32 Ом), 2 х 30 мВт (300 Ом)
Аккумулятор: Li-Ion 3000 мАч
Автономность: до 7 часов (до 13 при аналоговом подключении)
Габариты: 12 х 68 х 175 мм
Масса: 175 г

Наверняка каждый, кто знаком с хорошим звуком, приобретая новый смартфон, испытывал некоторое разочарование от качества воспроизведения любимых композиций. И хотя смартфоны, пройдя долгий путь от гигантских мобильников до мощных, но при этом миниатюрных компьютеров, сейчас умеют практически все, звук по-прежнему остается их слабой стороной. И дело здесь даже не в экономии производителей, которая, конечно же, имеет место, а в том, что для реализации приличного качества аудиотракта требуется не только нормальный ЦАП, но и обвязка, и усиление, которые могут значительно увеличить габариты и вес мобильного гаджета, но обо всем по порядку.

Начнем с того, что в XXI веке произошла массовая компьютеризация, затронувшая и сферу Hi-Fi аудио. Естественно, и сейчас есть ярые приверженцы винила, но даже эра компакт дисков уже проходит. Помогают этому и многочисленные диджитал релизы, выпускаемые исключительно в виртуальном пространстве, и появление более качественных форматов, выходящих далеко за пределы 16 бит/44,1 кГц, да и просто удобство хранения и использования данных. Правда, на смену CD-проигрывателям пришли музыкальные серверы, но они пока еще не могут похвастаться огромным количеством приверженцев, и большинство людей хранят любимые записи на жестком диске.

Вполне резонным является вопрос о том, как же перевести звук из цифровой формы в аналоговую, ведь для его подачи на усилитель требуется именно такой вид. Да все как и прежде. Со времен компакт-дисков мало что изменилось, с той лишь разницей, что CD-транспорт сменила информация, поступающая с виртуального проигрывателя. Для этих целей требуется ЦАП или цифро-аналоговый преобразователь - специальное устройство, как несложно догадаться, переводящее сигнал из цифровой формы в аналоговую. Сильно вдаваться в дебри технологий мы не будем, скажем лишь что роль преобразователя выполняют соответствующие чипы, которые, естественно, бывают разными. Важную роль в качестве итогового звука играет также то, как организовано питание, какой используется контроллер USB, и другие не менее значимые факторы, объединяемые термином «обвязка». Именно поэтому для получения хорошего звука недостаточно лишь установить качественный чип. Собственно, по этой причине ЦАПы от лидеров Hi-Fi индустрии и стоят денег, при том немалых.

Следующий фактор, который стоит на пути качественного звука - это усиление. Причем совершенно неважно, собираетесь вы прослушивать музыку в колонках, для которых требуется один тип усилителей, или как чаще бывает со смартфоном, в контексте которого этот вопрос нас интересует больше, в наушниках. Разные модели наушников обладают различным импедансом и чувствительностью. Чем больше импеданс, тем больше они требуют мощности от усилителя, в то время как высокая чувствительность требует меньше энергии для создания необходимого звукового давления. Говоря кратко, для полноценной работы конкретной модели необходима соответствующая мощность, недостаток которой не даст им полноценно раскрыть свой потенциал, и звук будет невнятным. Подобная ситуация нередко происходит со смартфонами, звуковой тракт которых просто не предназначен для работы со многими высокоомными наушниками, и, приобретя даже очень качественный экземпляр, вы можете банально его не услышать. Здесь нам на помощь и приходит специальный усилитель, для которого раскачать любые наушники не составляет никакой проблемы.

Меньше не значит хуже

Возвращаясь к теме уменьшения габаритов устройств, стоит заметить, что первой волной среди производителей Hi-Fi компонентов было появление аппаратов, получивших название Desktop Audio, которые разрабатывались для использования в качестве источника цифрового звука компьютеров и ноутбуков. Отличительной их особенностью стали небольшие габариты и возможность питания от шины USB. Изначально в этом классе производились как ЦАПы, так и различные усилители, но в дальнейшем, из-за своей практичности, наибольшей популярности добились комбинированные устройства, сочетающие в себе функции усилителя для наушников и ЦАПа, а зачатую, до кучи, и предварительного усилителя. Именно от них и пошло начало следующей инкарнации гаджетов, разработанных для использования со смартфонами. От предшественников их отличают меньшие размеры, сопоставимые с самими смартфонами, и наличие собственного аккумулятора.

Как же подобный аппарат может улучшить качество воспроизведения звука, спросите вы. Все очень просто. Цифровой сигнал, воспроизводимый медиаплеером, подается не на штатный аудиотракт смартфона, а в обход него на подключенное устройство, которое сначала производит преобразование звука из цифровой формы в аналоговую, а затем его усиление до нужной мощности. В итоге на выходе вы получаете качество совершенно другого уровня, сопоставимое с компонентами класса Hi-Fi. И как сказал один мой знакомый, проведя сравнение звука напрямую от смартфона и в паре с подобным устройством: «Ничего общего».

Давайте рассмотрим несколько моделей, представленных на российском рынке, чтобы было более понятно, чем идет речь. Правда, следует сразу оговориться, что во главе угла в нашем обзоре стоит именно качество, и мы не будем рассматривать бюджетные модели, хотя есть и такие, взять хотя бы те же FiiO Q1 и iBasso D-Zero MK2, а перейдем сразу к гаджетам среднего ценового диапазона со стоимостью более 20000 рублей. Итак, начнем.

Oppo HA-2

Уверенный лидер по соотношению цены и качества HA-2 от хорошо известной калифорнийской компании Oppo является одним из немногих портативных ЦАПов, построенных на превосходном чипе ESS Sabre32 ES9018-2M. Это позволяет ему поддерживать битность до 32 и частоту дискретизации вплоть до 384 кГц при PCM-кодировке, а также однобитный DSD до DSD256, что для небольшого аппарата весом всего 175 грамм действительно впечатляющий результат. Усилитель класса AB с гибридной конструкцией способен без проблем раскачать как очень чувствительные наушники, так и требующие существенной мощности. Устройство может работать как со смартфонами на базе iOs или Android, так и с iPad, компьютером или ноутбуком. Подключение осуществляется при помощи портов USB или microUSB, кроме этого, предусмотрен аналоговый вход для использования HA-2 только в качестве усилителя. Органы управления представлены ручкой громкости, тумблером Gain, отвечающим за согласование с наушниками, имеющими разную чувствительность, переключателем усиления басов и селектором входов. Встроенного аккумулятора хватает на 7 часов при активном ЦАПе и до 13, если он отключен, причем гаджет может выполнять также роль повербанка, подзаряжая смартфон. Внешний вид устройства просто безупречен. Он выполнен в плоском алюминиевом корпусе со скругленными краями и поставляется в элегантном кожаном чехле. Не менее впечатляющим является и звук, оставляющий далеко позади многих конкурентов. Высочайшее разрешение, точное построение сцены и практически полное отсутствие окрашивания, вот лишь немногие из качеств, выделяющих Oppo HA-2 среди подобных устройств.

Denon DA-10

Не менее впечатляющий аппарат от одного из мэтров японской аудиоиндустрии - компании Denon, с весьма приятным фирменным окрасом, отличающим его от более аналитического звука HA-2. Точность звукопередачи и построение сцены здесь также на высшем уровне, а вот внешний вид менее утонченный, и даже чуть более брутальный. Кожаный чехол имеет 2 отделения: один для DA-10, а второй для смартфона, для удобства управления которым предусмотрено прозрачное окошко. В качестве ЦАПа задействован очень популярный в Hi-Fi компонентах чип Burr-Broun PCM1795, поддерживающий разрядность до 24 бит и частоту дискретизации до 192 кГц, а также однобитный DSD с разрядностью до 64/128. В устройстве применяется апсемплинг, реализованный при помощи DSP AL32, и асинхронный USB порт, а для снижения наводок источник питания вынесен на отдельную плату. К сожалению, поддержка устройств на базе Android не предусмотрена и DA-10 способен работать только с продуктами Apple, которые могут подключаться как по 30-пиновому порту, так и через разъем Lightning, а также компьютерами и ноутбуками, для которых есть вход microUSB. Аналоговый вход позволит использовать цепь усиления без задействования ЦАПа. К выходному разъему могут быть подключены не только наушники, но и активная акустика или усилитель мощности, да и с наушниками он справляется абсолютно с любыми, вплоть до 600-омных. Собственный аккумулятор емкостью 3200 мА/ч без проблем выдерживает 7 часов работы при включенном ЦАПе и как минимум в 2 раза дольше без него. Дополняет конструкцию ручка громкости, переключатели чувствительности наушников, селектор входов и тумблер активизации фиксированного выходного уровня, необходимого для работы в паре с усилителем мощности.

Fiio E18 Kunlun

Очень неплохой вариант при цене почти вдвое ниже, чем у Oppo и Denon. Вообще, мобильные ЦАПы с усилителями для наушников - одно из основных направлений Fiio, а благодаря наличию в ассортименте достаточно бюджетных моделей с ценой от 5000 рублей, многие начинают именно с них. E18 является флагманом компании и использует чип Burr-Brown PCM1798 от Texas Instruments, поддерживающий разрешение до 24 бит/96 кГц. Аппарат работает как с iOs или Android с поддержкой USB OTG, так и с компьютером. Входов и выходов здесь побольше. Во-первых, предусмотрено 2 порта USB, один из которых предназначен для аудиосигнала, а второй для пополнения заряда аккумулятора или подзарядки смартфона. Во-вторых, к выходу для подключения наушников добавился коаксиальный. В отличие от двух предыдущих вариантов, поддерживающих импеданс наушников до 300 Ом у HA-2 и до 600 Ом у DA-10, E18 способен работать максимум со 150-омными, хотя и этого в большинстве случаев бывает вполне достаточно. Из органов управления имеется ручка громкости, переключатели чувствительности и усиления басов, селектор входа и 3 кнопки для контроля работы медиапроигрывателя на сопряженном устройстве. Из плюсов: длительное время автономной работы, составляющее до 12 часов с ЦАПом и до 25 без, а также отличный дизайн и небольшой вес. Качество звука, хотя и уступает Oppo и Denon, но тоже весьма убедительное, что при цене в 14000 рублей весьма существенное достижение.

TEAC HA-P50

Ещё один интересный продукт из Страны восходящего солнца, на этот раз от компании хорошо известной не только в среде аудиофилов, но и в сфере про-аудио, в которой особенно отличилось ее американское подразделение Tascam. HA-P50 использует множество фирменных наработок, призванных сделать звук лучше, среди которых и двухтактная схема выходных каскадов, реализованная на дискретных элементах, и качественные операционные усилители, и ЦАП на чипе BurrBrown PCM5102, поддерживающий 24 бит/96 кГц. Устройство способно работать как с iOs и Android, так и с ПК, для которого предлагается воспользоваться проигрывателем собственной разработки - TEAC HR Audio Player. Помимо 2 портов USB, предусмотрен комбинированный оптический/линейный вход, а выход для наушников позволяет использовать модель с любым сопротивлением от 8 до 600 Ом. Управление стандартное: громкость, селектор входов и переключатель чувствительности. Встроенного аккумулятора хватает на 8 часов работы. Корпус имеет интересную геометрию и доступен в двух цветах: черном и красном. Если говорить о звуке, то здесь все тоже в полном порядке. HA-P50 отличает хорошая детализация, передача динамики и пространства, а по воспроизведению вокальных партий он и вовсе вне конкуренции.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что у Oppo HA-2 звучание самое беспристрастное с чуть более высоким разрешением, чем у остальных устройств. Denon DA-10 хоть и красит звук, но делает это очень музыкально и его звучание придется по вкусу многим, так что скорее это преимущество, чем недостаток. TEAC HA-P50 имеет самое объемное пространство и очень хорошо передает голоса. Ну и наконец, Fiio E18, несколько проигрывая по звучанию трем предыдущим, несомненно, заслуживает пристального внимания за значительно более высокое качество, чем обладают конкуренты его ценовой группы.

Всех участников сегодняшнего тестирования отличают небольшие габариты и возможность автономной работы от встроенной мощной батареи. Таким образом, устройства в первую очередь рассчитаны на использование со смартфонами и портативными плеерами. Однако ничто не мешает использовать их с настольным компьютером и ноутбуком - ведь встроенный наушниковый усилитель способен справиться не только с портативными моделями наушников, но и с полноразмерными, и даже с очень низкой чувствительностью. Более того, выделенный линейный выход позволяет подключать активные колонки в дополнение к наушникам. Так что, говоря «USB ЦАП для мобильных устройств», не будем забывать, что это поистине универсальные устройства. Сфера их применения очень широка и явно выходит за рамки варианта «послушать музыку в дороге». Например, у трех участников из шести есть продвинутый фирменный ASIO-драйвер, а у двух из них - возможность воспроизведения PCM вплоть до 384 кГц и DSD. Такие возможности выводят их на уровень традиционных внешних USB ЦАП.

В чем же отличие от габаритных стационарных ЦАП? Дело, в основном, в мелких неудобствах: все входные-выходные разъемы только формата миниджек, отсутствует экранчик. А вот цифровые входы и выходы S/PDIF, присущие «большим» устройствам, сохраняются.

Рассмотрим участников подробнее.

Creative Sound Blaster E5

Это новая, наиболее продвинутая модель производителя, с 4-ядерным DSP-процессором на борту, с аппаратным эквалайзером и тонной обработок Creative. При подключении к компьютеру Sound Blaster E5 превращается в полноценную звуковую карту с АЦП, драйверами, внутренним микшером, входом для гарнитуры, линейным входом и всем прочим. При подключении к смартфону или планшету - это полноценный USB ЦАП с батарейкой внутри. Есть выделенный полноразмерный USB-вход для iOS/Android-устройств. Micro-USB - только для компьютера и подзарядки батарейки. Есть и Bluetooth для беспроводного использования, например в качестве гарнитуры - в карту встроены микрофоны. Для iOS/Android есть специальное приложение, которое управляет всеми настройками внутреннего процессора с мобильного телефона.

От этой карты Creative никто не ждал чудес - недорогая (MSRP $200), с очень спорным дизайном, кучей обработок SBX Pro Studio, о которых ни на какой студии не слышали. Мы уже устали критиковать Creative за стремление «напихать всего и побольше», чтобы удовлетворить сразу всех пользователей. В итоге получается комбайн, который ничего толком не может делать хорошо. Пользователи, которым нужно много фич и наплевать на качество звука, оказываются не готовы платить высокую цену за карту. А те, кто готов платить, требуют в первую очередь качество звука, рассматривая все остальное как бесплатный бонус.

На поверку оказалось, что Sound Blaster E5 - это полностью новая разработка, которая не имеет ничего общего со всеми предыдущими бюджетными USB-картами Creative и кардинально отличается от младших моделей E1 и E3. В новой карте E5 в единственной все сделано так, как нам хотелось бы. Есть нормальная прямая поддержка от 44,1 до 192 кГц и на удивление отличная начинка:

  • ЦАП Cirrus Logic CS4398
  • АЦП Cirrus Logic CS5361
  • Наушниковый усилитель Texas Instruments TPA6120A2

Понятно, что даже хорошая начинка - еще не гарантия качества. Однако в сравнении с довольно неплохой новой картой E3, не говоря уже обо всех предшествующих Omni и пр., старшая модель E5 заиграла на порядок лучше! Драйвера проработаны намного лучше, есть специальный режим Direct Mode, явно отключающий всю обработку, ASIO-драйвер поддерживает все частоты и работает корректно. Карта разработана очень тщательно и внушает большие надежды. (Во многом это стало результатом нашего постоянного давления на Creative с опорой на читателей и с цитатами их мнений с нашего форума.) Из уникальных функций E5 - два выхода на наушники, микрофонный массив из трех встроенных микрофонов с датчиком положения в пространстве, в комплекте идет держатель с креплением на микрофонную стойку. Все-таки маркетинг Creative не удержался и напихал в карту всего побольше, под самую завязку.

Отметим, что у E5 сравнительно громоздкий корпус, регулятор громкости без насечек, подключение Android-устройств по Micro-USB невозможно. Но доступная цена и выдающийся звук для многих перевесят эти небольшие недостатки и маркетинговые причуды сингапурцев. В целом, совершенно неожиданно получился сильнейший конкурент на рынке и звуковых карт под USB, и мобильных USB ЦАПов.

Oppo HA-2

Разработчики Oppo смогли удивить потрясающим дизайном и самой интригующей начинкой: ЦАП ESS Sabre32 9018 в его мобильной версии 2M. Это выглядит вполне закономерно, так как стационарный ЦАП Oppo HA-1 основан на оригинальном ESS Sabre32 9018 для компонентных устройств Hi-End. Данная микросхема обладает на сегодня рекордными характеристиками сигнал/шум и Кг, превосходящими с большим отрывом все остальные микросхемы ЦАП. Прочие производители нечасто используют 9018, так как она очень дорогая и требует большого опыта ее «готовки» (китайские самодельные киты с eBay почему-то «не звучат»). Еще один бонус от применения Sabre32 - поддержка PCM до 384 кГц и DSD64/128/256. Разработчики Oppo предусмотрели и ASIO-драйвера с возможностью поставить очень большой буфер до 8192 семпла и выбрать высокий приоритет передачи USB-потока в системе.

Таким образом, USB ЦАП Oppo HA-2 был очень тщательно проработан и подготовлен для самых требовательных и продвинутых пользователей. Недостаток, вероятно, только в не самой доступной цене. Зато Oppo HA-2 - самый тонкий внешний ЦАП среди всех участников. Он в разы тоньше прочих, причем даже несмотря на дополнительный несъемный чехол из кожи! Материал корпуса - алюминий, корпус цельнометаллический. Как и в случае с Creative, у нас на тестировании был предсерийный образец, предоставленный производителем. По информации Oppo, в серию пойдет обновленный вариант, с еще более улучшенным качеством звука и увеличенным запасом мощности усилителя.

Denon DA-10

ЦАП основан на TI PCM1795 - это любимая микросхема японцев из Denon. Этот 32-битный преобразователь умеет играть PCM до 192 кГц и даже DSD64/128. Заявлено, что цифровая фильтрация производится за счет специальной фирменной технологии AL32 advanced DSP. Но больше всего нас поразил гигантский двухсекционный кожаный чехол в комплекте, который рассчитан на ношение и ЦАП, и смартфона сразу.

Устройство выполнено из пластика с декоративными алюминиевыми накладками и ручкой. Корпус выполнен толстым намеренно - чтобы в режиме звуковой карты было удобно крутить ручку громкости. Denon DA-10 сделан очень добротно, комплектуется ASIO-драйвером и недешев по цене. Чувствуется, что это устройство очень высокого класса, призванное конкурировать с самыми дорогими моделями, не опускаясь в массовый рынок. В комплекте даже идут провода для iOS-устройств - как с разъемом Lightning, так и 30-контактный. Все выглядит максимально продуманным.

FiiO E18 Kunlun

Китайский ЦАП FiiO с патриотичной приставкой Куньлунь (Лунные горы, крупнейшая горная система в Китае) контрастирует с предыдущим участником своей доступностью по цене и демократичностью. Тут нет ни ASIO-драйвера, ни разъема для подключения iPhone. Модель E18 Kunlun рассчитана на использование только с Android-устройствами и позволяет подключиться очень просто, миниатюрным кабелем Micro-USB-Micro-USB. Также оно подключается к ПК, после чего сразу начинает работать, не требуя драйверов. Однако есть хитрость: устройство видится в системе как цифровой S/PDIF-выход, как бы намекая ОС, чтобы микшер передавал данные побитно, не умножая и не деля цифровой поток в микшере и ничего не подмешивая к результату.

Дизайн устройства шикарный - все полностью металлическое, миниатюрное. Отметим дополнительный Micro-USB для зарядки, отличный от интерфейсного Micro-USB для сопряжения устройств. Это один из очень немногих ЦАПов, который имеет выбор режимов: PC, Phone, Charge Out (звуковая карта ПК, внешний ЦАП для Android и просто подзарядка батарейки телефона). В отличие от многих ЦАП FiiO, здесь применен не WM8740, а TI PCM1798. Регулятор громкости - Alps. Это уже вторая реинкарнация устройства, с небольшими улучшениями. Для своей невысокой стоимости ЦАП выглядит просто произведением искусства - очень грозный соперник в бюджетной категории.

Tento Porta DAC 1866

Кардинально противоположная идеология у сделанного в Германии Tento Porta DAC 1866. Этот продукт стал вершиной долгого пути приверженцев ортодоксальных ЦАПов R-2R, таких как примененный здесь Analog Devices AD1866. Этот ЦАП работает только в режиме 16 бит 44 кГц, но именно это и нужно поклонникам различных самодельных устройств с экзотической начинкой. В интернете бродит теория о том, что «золотой век» цифры закончился с приходом малобитных преобразователей с оверсемплингом. Говорят, что за высокими техническими характеристиками теряется душа звукозаписи. Собственно, долгое время так оно и было: первые 1-битные преобразователи играли просто ужасно. Сейчас ситуация совсем не такая однозначная, что бы там ни говорили отдельные анархически настроенные предводители специализированных форумов.

Итак, данный ЦАП Tento создан для тех, кто коллекционирует нестандартные продукты и ностальгирует по старым добрым временам. Из веяний прогресса тут интерфейсы Mini-USB и Bluetooth. Впрочем, есть и оптический/коаксиальный S/PDIF и нерегулируемый линейный выход. В комплекте идут очень хорошие качественные кабели, а поролоновая упаковка нас даже растрогала. Минус устройства один - не настолько маленькая цена, чтобы просто купить его себе для коллекции. Вероятно, это плата за ручную работу и производство в Германии.

Venture Craft Go DAP BXD

Японцы из Venture Craft переплюнули вычурностью всех. Это тот случай, когда мы, видавшие много чего, не выдержали и упали в обморок. Начиная с инструкции только на японском языке и заканчивая отсутствием режима работы ЦАП по шине USB при том, что разъем Micro-USB присутствует! Однако вы обязаны подключаться только по оптике или коаксиалу.

Это единственный ЦАП на очень странном преобразователе PCM5100A, но зато с Muse 8920 в предусилителе! Вы будете удивлены, но в комплекте даже идут печатные платки для подстройки демпинг-фактора балансного усилителя (!) с разъемом микроджек 2,5 мм (переходник докупается отдельно). Продукт явно для «мсье, знающих толк в извращениях». Впрочем, наушниковый усилитель - старый знакомый, MAX97220A, который себя очень хорошо зарекомендовал в известных продуктах.

Цифры паспортных характеристик устройства выглядят странными. Если импеданс 8-600 Ом шокирует своим диапазоном, то качество - ниже любого затрапезного интегрированного звука: 95 дБ сигнал/шум, 0,01% искажений. Спешим обрадовать: это самооговор производителя. Наши цифры измерений получились намного лучше: 100 дБ сигнал/шум и 0,002% искажений при любой нагрузке.

Итого: симпатичное, но очень странное, на наш европейский взгляд, устройство, все настройки которого регулируются вскрытием корпуса и перестановкой перемычек и миниатюрных печатных платок. Складывается впечатление, что это не USB ЦАП, а какой-то «тамагочи для аудиофила». Производителю наше пожелание: продумать такую же замену на миниатюрных платках блока с микросхемой ЦАП, а также реанимировать работу по USB. Это не так круто смотрится, как бутерброд из трех устройств (а именно такой пример показан на сайте производителя), но зато удобно!

Наушники

Для нашего тестирования мы специально подобрали наушники, которые соответствовали бы типичному применению высококачественных мобильных ЦАП.

В качестве внутриканальных наушников (IEM, «затычки») мы попробовали Grado GR10 (20 тыс. рублей), Fisher Audio TBA04 (10 тыс. рублей), Sennheiser IE-8i (12 тыс. рублей), Creative Aurvana in-Ear3 (6 тыс. рублей).

В итоге мы использовали Grado GR10 (32 Ом, 116 дБ/мВт) и Sennheiser IE-8i (16 Ом). Эти маленькие наушники сохраняют фирменное звучание своих больших собратьев. Очень интересные модели, достойные хорошего качественного ЦАП. Fisher Audio и Creative есть над чем поработать.

Grado RS1e (35 тыс. рублей) - прекрасные, очень ровные наушники. Импеданс 32 Ом делает их пригодными для прослушивания даже без предусилителя или же, наоборот, экономит заряд аккумулятора усилителя. Единственная особенность - это накладные (supra-aural) наушники, с прижимом прямо к ушам. Для длительного прослушивания лучше ослаблять оголовье. Звук - традиционный для классической серии Grado, очень комфортный. Возможно, есть небольшая переплата за красное дерево в оформлении.

Grado SR325is (14 тыс. рублей) - более современный вариант, ближе по звуку к серии Professional. Чашки сделаны из алюминия, что намекает на более «народную» модель. Наушники просто сразили нас наповал детальностью на СЧ. Разница между тестируемыми ЦАП проявилась на них, пожалуй, наиболее ярко. Grado SR325is играют намного дороже своей цены. После тестирования мы даже купили эту модель себе в личное пользование. Минусы тоже есть: звук более грубый, чем в серии Reference. Обязательно советуем послушать!

Audio-Technica ATH-M50x (9 тыс. рублей) - очень популярная модель с хорошо сбалансированным звуком и детальностью во всем диапазоне. Одни из лучших складных наушников, а акцент в области НЧ пригодится в дороге. Импеданс 38 Ом делает их пригодными для подключения прямо к смартфону, однако польза от отдельного усилителя есть, и немалая.

Beyerdynamic DT 1350 (16 тыс. рублей) - новинка серии Tesla, специально для портативной техники, с укороченным до 1,5 м шнуром. Очень странная модель со слабой отдачей на НЧ. В интернете отзывы делятся на две равные категории: «не понял, что это было» и «очень ровный неприукрашенный звук, я доволен». Мы, очевидно, входим в первую категорию, но не исключаем, что найдутся любители и такого звука.

Методика тестирования

Мы подключили одновременно все 6 устройств к одному компьютеру. Было создано 6 портативных копий foobar2000. Запускалась тестовая композиция, устанавливался комфортный уровень громкости. Далее с помощью программы RMAA мы выставляли одинаковую громкость для всех устройств при подключенных наушниках, чтобы исключить влияние проседания напряжения от нагрузки. Громкость всех устройств выставлялась с точностью до 0,1 дБ.

Это очень важно, так как даже одно и то же тестируемое устройство при разности громкости фонограммы всего лишь в десятые доли дБ может восприниматься как более качественное в случае более громкого варианта. При проигрывании одного и того же файла! Субъективно будет казаться, что больше деталей, чуть лучше бас, атака и прочее. То есть, по сути, устройство «проиграет самому себе», что совершенно недопустимо для правильной экспертизы. Понятно, если сравнивать с заведомо плохим устройством, эти меры выглядят перестраховкой, но при сравнении звуковых трактов одного класса такие требования обязательны. Об этом же все время предупреждал эксперт мирового уровня в области мастеринга Андрей Субботин. В отношении подготовки фонограмм он всегда требовал сравнивать только выровненные по громкости отмастеренные варианты фонограммы. Сравнивать что-либо с разной громкостью - это путь к самообману, так как более громкий вариант для человеческого слуха всегда будет звучать чуть лучше. В этом легко может убедиться каждый.

Звучание

Проведение экспертизы заняло у нас несколько дней. Мы понимаем важность этого сравнения и свою ответственность перед читателями. Любой желающий может проверить результаты самостоятельно - и, мы уверены, придет к тем же самым заключениям. Мы даже специально привлекли двух независимых экспертов, чтобы лишний раз убедиться в схожести оценок у всех подготовленных слушателей. Могут быть лишь небольшие нюансы в интерпретации терминов, но не в глобальной оценке качества звука.

Определяя размах нашей шкалы, мы взяли два устройства: интегрированный звук современного ноутбука (аудиокодек Realtek ALC282) и рэковый студийный интерфейс Lynx Aurora 8. Особенности звучания Realtek: явных искажений или дефектов звука нет, но нет и детальности. Все фонограммы играют синтетически, с очень плоской стереопанорамой, не прослушиваются хвосты реверберации. Говоря аудиофильским языком, звук зажатый, безжизненный, слушать его долго очень неприятно. Интерфейс Lynx Aurora 8 высшей ценовой категории является полной противоположностью. От музыки невозможно оторваться. Стереопанорама выходит далеко за рамки комнаты, но не за счет искусственных эффектов, а благодаря высокой детальности, очень чистым и плотным средним частотам, реверберация каждого инструмента в миксе хорошо прослушивается в отдельности. Современные фонограммы с очень сильной максимизацией громкости не перегружают звуковой тракт, их искажения мистическим образом становятся едва заметными и не мешают. Все претензии и рассуждения о «бездушной цифре» непостижимым образом исчезают, в звуке становится слышно все то хорошее, чего ожидаешь от записи, и ничто не отвлекает от восприятия музыки. Вот таким и должен быть идеальный тракт. Конечно, остаются вопросы с трактовкой тембров и с абсолютным референсом. Например, часто бывает, что одно устройство имеет более чистые высокие частоты, но менее предпочтительно по звуку в каком-то другом диапазоне. Но до этой проблемы очень тонких нюансов недорогим устройствам еще нужно очень долго и упорно расти.

Итак, в сравнении с интегрированным звуком ноутбука и даже со звучанием неплохого кодека телефона Samsung Note 3 любой из тестируемых USB ЦАП играет лучше на порядок. И чем лучше играют наушники или колонки, тем лучше слышна разница, тем больше новых деталей появляется в звуке. А значит, смысл в приобретении этих устройств очень даже имеется, но только для владельцев нормального звукового тракта. Не обязательно Hi-End, но удачные модели аппаратуры Hi-Fi или студийные мониторы - это необходимый минимум.

Мы отсортировали участников тестирования по местам хит-парада качества.

Venture Craft Go DAP BXD звучит хорошо и ровно, но этот ЦАП уж сликом простенький. В оправдание скажем, что функция ЦАП у него не основная, это больше аналоговый усилитель для наушников. Стойкое ощущение, что ЦАП у японцев прикручен сбоку, на всякий случай. Ну, мало ли что. 6-е место.

Tento Porta DAC 1866 сильно выделяется своим характером звука в сравнении со всеми остальными. Видимо, это и было главной целью разработчика. Уровень звука высокий, но в обморок от качества или детальности не падаешь. Никакого «золотого века цифры» лично мы здесь не услышали. Звук неплохой, немного грубоватый. Средние частоты передаются наиболее хорошо и достоверно. Мы уверены, что устройство найдет своих поклонников чистых R-2R-преобразователей. Усилитель для наушников сделан очень грамотно; судя по полному отсутствию проседания от нагрузки, в устройстве стоит мощный буфер и нулевое выходное сопротивление. 5-е место.

Очень сильно выступил FiiO E18 Kunlun. Такого звука от 1798 не ожидаешь. Такой демократичный доступный высококачественный уровень. Отставание от лидеров совсем небольшое - при очень привлекательной цене. Модель, безусловно, удачная. Высокие частоты очень чистые и детальные. Прекрасный звук. 4-е место.

Sound Blaster E5 сразил нас детальностью на средних частотах и подкупил очень широкой стереопанорамой. До лидеров осталось буквально чуть-чуть, а если ваши наушники или колонки не класса Hi-End, то никакой разницы вы, с огромной вероятностью, не услышите. Звук практически оптимальный. Это именно то, чего нам хотелось от USB ЦАП. Можно слушать долго даже на самой дорогой аппаратуре и не видеть никаких изъянов. В сравнении с Denon мы не смогли отдать предпочтение ни одному из этих устройств. Оба на одном уровне, со звуком высшей категории. Делит 2-е и 3-е место.

Denon DA-10 - отлично звучащий ЦАП. Особые заслуги на высоких частотах, характер звука ближе к аудиофильскому, нежели к аналитическому. Чувствуется какая-то своя особенная трактовка. Для поклонников марки и стационарных устройств этой японской компании - сильно рекомендуется. Делит 2-е и 3-е место.

Oppo HA-2 обходит всех хотя и очень ненамного, но уверенно. Мы не можем сказать, что звук эталонный, но он максимально детальный, и это сразу подкупает. Для раскрытия всего потенциала лучше подобрать самые качественные наушники и колонки, и тогда в звуке открывается что-то новое, ранее не слышимое. Никакого окраса или своей трактовки тут не чувствуется. Акцент с аппаратуры сразу переносится на музыку, и это здорово! 1-е место.

Звучание в колонках

Так как все USB ЦАП имеют линейный выход, нам было интересно послушать звучание не только в наушниках, но и в колонках. Мы использовали активные студийные мониторы высшей категории, 3-полосные Adam Audio.

Ничего особенно нового, по сравнению с тестированием в наушниках, мы не услышали. Все сказанное выше полностью подтверждается. Разница в каких-то случаях просто более явная, так как все записи в первую очередь рассчитаны на прослушивание в колонках. Справедливости ради, для наушников существуют отдельные бинауральные фонограммы, записанные на искусственной голове, но дальше экспериментов дело не пошло. Главный вывод в том, что несмотря на маленькие габариты и разъем миниджек, все USB ЦАП пригодны в качестве стационарных источников звука - в то время как стационарные ЦАП не пригодны в качестве мобильных устройств.

Однако вам придется решать проблему коммутации. Качественных шнуров с разъемом миниджек еще поискать, а китайские переходники на полноразмерные коннекторы способны при одном неловком движении вывернуть миниатюрный разъем мобильного ЦАП вместе с частью печатной платы и вывести устройство из строя. В своем тестировании мы специально озаботились этой проблемой и использовали новый шнур максимального качества с позолоченными разъемами Neutrik и профессиональным кабелем Canare (ни одна малейшая часть которого не была сделана в Китае). Далее подключался пассивный аттенюатор на базе модифицированного заводского образца с готовыми новыми XLR-шнурами Neutrik/Cordial. Для массового пользователя решение всех этих вопросов представляет непреодолимые трудности при поиске и покупке приемлемого варианта. К списку этих сложностей добавим отсутствие пульта ДУ, экранчика с текущим режимом и риск отправить мобильный ЦАП «в полет» при резком рывке за провод наушников. Поэтому стационарные USB ЦАП все же предпочтительнее в своей сфере использования, да и потенциал по звучанию у них выше. Но при ограниченном бюджете вопрос о покупке отдельного стационарного ЦАП за 40-100 тыс. рублей, как правило, вообще не стоит, дело ограничивается недорогим ресивером и медиаплеером.

Измерения в RMAA

Мы собрали специальный комплекс для изучения поведения наушниковых усилителей на низкоомной нагрузке. Обычные тесты в RMAA не показательны, так как не отражают особенности эксплуатации. Тесты без нагрузки показывают просто идеальную картинку, а под нагрузкой искажения растут многократно.

Наушниковые усилители часто преследуют следующие проблемы: проседание АЧХ на НЧ и резкий рост искажений с падением импеданса нагрузки, а иногда и перегрузка на 16 Ом. Для сравнения обычные измерения на графиках показаны знаком «прочерк» (то есть нагрузки нет), иначе указывается номинал резистора. Мы выбрали самые показательные значения: 16 Ом, 32 Ом, 64 Ом, 300 Ом.

Для получения чистых спектров и разрыва земляных петель все ЦАП по очереди подключались к ультрабуку MXP U400-08, работающему от батарейки. Измерительная карта E-MU Tracker Pre также питалась от аккумулятора ноутбука. Чтобы проиллюстрировать отсутствие помех и наводок, в список тестов включен тест номер два, «Уровень шума».

Надо признать, что абсолютные цифры, кроме теста АЧХ, достаточно сильно зависят от уровня усиления и амплитуды тестового сигнала, так что сравнение можно делать только при измерениях в примерно равных условиях.

Искажения измерялись при амплитуде тестового сигнала −3 дБ и громкости около 90%. Если виден только один график АЧХ, значит, все остальные слились с ним в одну линию. Мы использовали формат 24 бит 44 кГц, чтобы увидеть собственный шум устройства, насколько это возможно. Наш измерительный интерфейс ограничен собственным шумом около 110 дБА, что позволяет проверить качество тракта. Для тех устройств, у которых заявлены паспортные параметры, наши измерения показали тот же или лучший результат.

Realtek ALC282

Тест Realtek ALC282 - Realtek ALC282 16 Realtek ALC282 32 Realtek ALC282 64 Realtek ALC282 300
+0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −93,5 −90,0 −92,1 −93,4 −93,6
Гармонические искажения, % 0,0028 0,0030 0,0029 0,0022 0,0023

Venture Craft GoDAP BXD

Тест Venture Craft GoDAP BXD - Venture Craft GoDAP BXD 16 Venture Craft GoDAP BXD 32 Venture Craft GoDAP BXD 64 Venture Craft GoDAP BXD 300
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ −0,11, −0,15 −0,10, −0,14 +0,01, −0,04 +0,01, −0,04 +0,01, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −99,8 −99,8 −99,7 −99,7 −99,8
Гармонические искажения, % 0,0024 0,0032 0,0028 0,0026 0,0025

Данные отзывы написаны реальными покупателями внешних ЦАПов в нашем магазине. Мы не публикуем фамилии клиентов из соображений сохранности персональных данных. Покупая у нас тот или иной товар, вы также имеете возможность добавить свой отзыв.

Шикарный цап. Перешел на него с TEAC UD 501. У 501го по сравнению с 505м заметно приподняты края диапазона слишком густой бас и яркие ВЧ. У этого же все ровно. Бас плотный и фактурный, ВЧ аккуратные. При одной и той же кабельной обвязке (силовой кабель DH LABS RED WAVE) 501й "подсвистывал" на вокале на ярких записях. При прослушивании каларатурного сопрано 501й отдавал откровенной синтетикой. 505й же звучит натурально на тех же самых моментах. Очень детальный и комфортный, что абсолютно соответствует его классу. Имеет отличный усилитель для наушников. Пробовал рекабленые SENNHEISER HD 650 (300 ом) Раскачивает вполне, и еще запас по громкости остается. Сравнивал звучание с TEAC HA 501, по ощущениям, не беря в расчет различные силовые кабеля установленные на них и соединяющий межблок, звучат примерно одинаково. Но там отдельное аналоговое устройство работающее в классе А, а тут, соседствующие цифровые цепи.... В общем с наушниками тоже "зачет"! Единственный, я считаю, большой минус-это то, что когда вставлен джек автоматически отключаются оба линейных выхода. И для перехода прослушивания на акустике и обратно в наушниках придется постоянно вставлять и вынимать джек из гнезда что быстро приведет к износу самого гнезда и стиранию металлизации дорого джека. Так что продолжаю использовать HA 501 в качестве усилителя для наушников.

Купил для подключения наушников к телевизуру самунг, т.к. у него только оптический аудио выход. ЦАП с оптическим кабелем подошёл отлично наушники работают. Правда когда заходишь в Youtub у ЦАПа гаснит синяя лампочка и наушники не работают. Для меня это не критично, может позже разберусь с этим. Но оценку поставил отлично.

ЦАП заметно улучшит качество сигнала по сравнению с любой встроенной звуковой картой. Выполнен минималистично. Никаких кнопок, никаких настроек. Просто работает. Стоит недорого в сравнении с альтернативными вариантами.

Приобретённый внешний ЦАП Cambridge Audio DacMagic 100 Silver был подключен к моему проигрывателю Onkyo C-7030 через оптический кабель Kennerton MOF-010 1.5 m. Усилитель Onkyo A-9110, акустика Polk T-50. ЦАП великолепен, отрабатывает отлично. Завораживающее звучание, раскладывает по инструментам музыкальное произведение сохраняя объёмность и сцену. Потрясающая детальность. Любимые композиции приобрели новую глубину и чёткость. Честно, не ожидал такой прыти от маленького девайса... Из недостатков пожалуй одна - чувствителен к температуре. Это и в инструкции оговорено. Первоначально ЦАП был установлен в маленьком объёме стойки для аппаратуры. После 50 минут работы он просто отключился. Видимо сработала защита. После устранения окружающего маленького пространства, гонял его почти 6 часов, всё работает отлично. Добротный ЦАП. Рекомендую.