Поэтому когда коллега попросил помочь ему привезти из США приглянувшиеся ему Bluetooth-колонки, я не раздумывая согласился. Так, в качестве претендента на лавры рекомендуемой беспроводной аудио системы до $300, нам довелось рассмотреть продукт от компании Edifier - беспроводную стерео-систему Spinnaker E30 .
При этом, несмотря на наличие именитых брендов в списке конкурентов, предрассудков относительно азиатских корней Edifier никто из нас не испытывал. Все-таки знак равенства между «сделано в Китае» и «г#%но» уже давно был перечёркнут хорошими продуктами в проводной сфере. Тем более, что с первого взгляда становится понятно, что с качеством сборки здесь все довольно хорошо.
Бивни, клыки, рога - какие только ассоциации ни возникали у гостей, но морские-то волки знают, что спинакер - это, на самом деле, один из парусов яхты. Сорокасантиметровые динамики, обтянутые черной шелковой тканью, однозначно выглядят агрессивно, и в современный интерьер пара Spinnaker’ов должны вписаться как нельзя лучше.
Честно говоря, подобное обилие проводов для, казалось бы, “беспроводных” колонок поначалу обескураживает, но на деле достаточно всего двух кабелей - питания и соединительного шнура 6-pin между динамиками. Остальные же кабели вам достаются в довесок и лишними в хозяйстве уж точно не будут.
Наличие mini-jack и оптического кабелей уже говорит о том, что колонки можно подключить к источнику воспроизведения старым-добрым проводным способом, для чего на коннекторной части правой колонки выделен порт Aux IN/Opt IN.
Внимательный читатель обратит внимание на порт Sub (Line) Out, предназначенный для подключения внешнего саба, который, если честно, был бы очень кстати паре парусов Spinnaker. Но “проводное” подключение скорее приятный бонус, нежели основное предназначение, которое лежит в беспроводной плоскости.
Общее впечатление от прослушивания композиций различных музыкальных направлений можно оценить по десятибальной шкале на 7 баллов. Пожалуй, не зря 3 пары излучателей в колонках снабжены собственными каналами от усилителя. С другой стороны, “кристальным”, как пишут в пресс-релизе, это звучание мы бы клеймить не стали.
Отсутствие глубокого баса, как, например, у KMC 3 и Zeppelin Air, спишем на отсутствие крупногабаритного диффузора, которому просто не хватило места, принесенного в жертву богу дизайна. Самый крупногабаритный динамик, отвечающий за низкие частоты, направлен вниз и расположен у основания колонок. Таким образом, “сабов” аж два, но их небольшой размер не заставит ваш пол вибрировать.
Впрочем, если у вас завалялся старый саб от любой другой системы, то попробуйте подключить его к спинакерам, такой симбиоз должен удовлетворить и вас, и ваших соседей.
Есть пара вопросов по эргономике пульта и устройства ложемента для кабелей в алюминиевой базе динамиков, но достаточно один раз подобрать наиболее комфортное их расположение, чтобы раз и навсегда забыть о мороке с проводами.
Ответом на вопрос “можно ли рекомендовать Spinnaker E30 в ценовом сегменте до $300?”, будет “да”, если вышеописанные минусы для вас не критичны. Товарищу эта система обошлась в амазоновские $279.99 + $55 за доставку, в России же розничная цена на Spinnaker E30 колеблется в пределах 11-12 т.р.
Говоря о ближайших конкурентах, можно отметить комплект Creative ZiiSound D3x + DSx, который выигрывает в низах за счет наличия полновесного саба, но в части верхних и середины чувствуется просадка. Top-shelf Bluetooth-акустика, разумеется, стоит дороже, и порой сильно дороже, так стоит ли переплачивать за бренд, когда можно получить достойное качество звука и запоминающийся внешний вид уже сейчас?
airplay
Добавить метки
В век современных технологий никого уже не удивишь беспроводными девайсами: мы активно используем Wi-Fi на телефонах и ноутбуках, к компьютерам подключаем беспроводные мыши и клавиатуры, а музыку слушаем через Bluetooth-наушники. И вот тут случается загвоздка - а как выбрать самые лучшие наушники конкретно для ваших девайсов, ведь протоколов передачи звука по BT достаточно много, и далеко не все из них поддерживаются и наушниками, и самим устройством?
История и характеристики стандарта Bluetooth
Но начнем мы, как обычно, в истории создания BT. А создавать его начали, что примечательно, за несколько лет до USB - еще в 1994 году над этим стандартом стала работать компания Ericsson, достаточно известный в то время производитель телекоммуникационного оборудования. Сам стандарт разрабатывался как беспроводная альтернатива проводному подключению по RS-232 (более известному как последовательный порт). Сами спецификации были готовы уже к 1998 году - тогда же была создана группа Bluetooth SIG, куда вместе с Ericsson вошли IBM, Intel, Nokia и Toshiba. В 2002 году Bluetooth стал частью стандарта IEEE 802.15.1 (Wi-Fi, напомню, входит в стандарт IEEE 802.11). На данный момент в группу Bluetooth SIG входит более 18000 компаний, что делает Bluetooth одним из немногих основных стандартов по передаче данных на небольшие расстояния.
Как же работает Bluetooth? Он, как и Wi-Fi и множество других систем, работает в ISM-диапазоне - от 2.4 до 2.4835 ГГц. Разумеется, использование одного диапазона приводит к интерференции (наложению) сигналов - а это, в свою очередь, негативно сказывается на стабильности и скорости работы. С учетом того, что звук нужно передавать всегда в одном качестве без задержек, разработчики стандарта пошли на хитрость. Пожалуй, самой главной проблемой для BT является именно Wi-Fi - таких сетей в диапазоне 2.4 ГГц в каждом доме множество, а всего в этом диапазоне может быть 13 каналов шириной в 22 МГц:
Тут подход прост: и передатчик, и приемник все время использует один достаточно широкий канал. Да, он может перекрываться с другими каналами, что негативно скажется на скорости, но не на стабильности - и это всех устраивает. Bluetooth же использует другой подход: в ISM-диапазоне у него аж 79 каналов (в некоторых странах 23 - но Россия к ним не относится) шириной всего в 1 МГц, а приемник и передатчик с частотой в 1600 раз в секунду меняют канал по заданному алгоритму:
Это сделано специально для того, чтобы сильно уменьшить вероятность наложения сигналов в таком небольшом диапазоне частот. Но интерференцию это не отменяет - небольшие каналы BT вполне могут попасть в большие каналы Wi-Fi, и это приведет к потере скорости, что для качественной передачи звука недопустимо. Поэтому BT использует технологию AFH (Adaptive Frequency Hopping). Ее принцип заключается в том, что при смене каналов Bluetooth игнорируются те каналы, которые попадают в большой канал Wi-Fi:
Так что если вы пользуетесь Bluetooth в одном месте, то в теории никаких проблем с передачей звука нет - из 79 каналов будут выбраны свободные, что обеспечит достаточную скорость. Если вы перемещаетесь, то тут могут возникнуть проблемы - но, с другой стороны, часто вы видели на улице сети Wi-Fi? Так что технологию передачи звука по BT можно считать вполне помехоустойчивой, и осталось разобраться только со стандартами передачи звука по нему.
Bluetooth-профили для передачи звука
Самый первый профиль появился вместе со стандартом Bluetooth 1.2 больше 15 лет назад - уже тогда разработчикам стандарта пришло в голову, что беспроводной звук - это здорово. Увы, сам стандарт, называемый HSP - Headset Profile - для прослушивания музыки подходил слабо: передача звука шла в моно-формате с битрейтом до 64 кб/с. Этого более чем хватало для работы гарнитур - для них этот профиль, в общем-то, и был создан - но музыка, переданная в таком формате, звучала гораздо хуже самого криво пожатого 128 кб/с mp3, воспроизводимого через динамик тогдашних телефонов.
Следующий профиль назывался HFP (Hands-Free Profile), и, как понятно по названию, он опять же предназначался для гарнитур - все тот же монозвук с низким качеством. Из улучшений - более продвинутая работа: к примеру, при звонке можно было передавать звук с телефона на колонки машины, и использовать для ответа микрофон в машине. Но нас интересует именно передача музыки, и для нее этот профиль по понятным причинам категорически не подходит.
Первым профилем, предназначенным именно для передачи стереозвука, стал A2DP - Advanced Audio Distribution Profile. Именно в нем появилась функция опроса подключаемых к устройству наушников, дабы найти общий для них кодек, и, что самое главное - именно в этом профиле появилась возможность управлять сжатием аудио: увы, избежать сжатия нельзя из-за невысокой пропускной способности Bluetooth, но вот само сжатие сильно зависит от используемых кодеков и версии BT, так что итоговое качество звука может сильно варьироваться.
Кодек SBC - жмет хуже MP3, но в стерео
Если сказано, что ваши беспроводные колонки или наушники поддерживают A2DP и ни слова больше - то, скорее всего, будет использоваться для сжатия именно кодек SBC (Subband Coding). Сам принцип кодирования схож с MP3, однако тут упор идет не на минимизацию звуковых потерь, а на упрощение вычислений, дабы даже на слабых мобильных процессорах сжатие происходило очень быстро. Поэтому, к примеру, полностью отрезаются частоты выше 14 кГц. Поэтому, хоть SBC и допускает битрейт до 345 кб/с, MP3 в 320 кб/с будет звучать существенно лучше - достаточно просто посмотреть на спектры:
Как видно, лучше всего звук передает AptX (о нем ниже), далее идет MP3, ну и SBC на последнем месте.
AAC - единственный хороший кодек для iPhone
SBC - это стандартный кодек A2DP-профиля, и, разумеется, он далеко не единственный - есть и более продвинутые средства сжатия звука. И самый популярный среди них - кодек AAC (Advanced Audio Coding). Он же, к слову, самый лучший, если вы хотите использовать беспроводные наушники с iPhone, так что если у вас именно он - ищите наушники с его поддержкой (а таковых достаточно много). Да и вообще формат AAC используется больше всего именно в Apple - к примеру, все песни в iTunes или Apple Music используют именно его.
Изначально AAC разрабатывался как преемник MP3 - он дает лучшее качество звука при том же битрейте за счет нескольких оптимизаций: к примеру, удаляются не воспринимаемые человеком частоты, удаляется избыточность в кодированном сигнале, используется более широкое окно в 2048 точек (что такое окна можно почитать ) и так далее. Так что в итоге такой кодек работает существенно лучше SBC и вполне подходит для повседневного прослушивания музыки по Bluetooth - главное, чтобы его поддерживали как наушники, так и само устройство - иначе будет использоваться стандартный кодек SBC с печальными последствиями для звука.
aptX - оптимальный выбор для любителей хорошего звука
Это - один из немногих кодеков, который может передавать по BT звук в MP3 и AAC без дополнительной обработки - а, значит, и без влияния на качество звука. Двухканальный звук тут передается с битрейтом до 352 кб/с, и, разумеется, никакие частоты не обрезаются: используется частотный диапазон от 10 Гц до 22 кГц, чего более чем хватает для человеческого уха.
В 2009 году появилась более продвинутая версия aptX HD, она позволяет передавать звук с битрейтом до 576 кб/с - а этого уже хватает для воспроизведения некоторых Hi-Res-аудио, чем явно будут довольны меломаны.
Однако, увы, у aptX есть одна достаточно серьезная проблема: так как эта технология принадлежит Qualcomm, то и работает она только на устройствах с их Bluetooth-чипами, и именно поэтому поддержки aptX нет и не может быть на iPhone, где за Wi-Fi и BT отвечает чип от Broadcom. Ну и как в случае с AAC - поддерживать aptX должны как само устройство, так и наушники - в противном случае произойдет откат до AAC или SBC.
LDAC - единственный выбор для меломанов
Меломаны, конечно же, скажут - 576 кб/с у aptX HD это здорово, но есть музыка во flac с битрейтом и вдвое выше. И тут на помощь приходит Sony с собственным кодеком, который обеспечивает передачу звука с битрейтом аж в 990 кб/с с частотой дискретизации в 96 кГц - что, в общем-то, обеспечивает более качественное воспроизведение аудио, чем с CD-дисков. И если раньше этот кодек использовался сугубо в устройствах от Sony, то начиная с Android 8.0 он включен в проект AOSP, так что если под ваш смартфон есть прошивка на нем, и у вас есть наушники с поддержкой LDAC, то вы можете насладиться действительно Hi-Res-аудио по Bluetooth.
Итоги
А в итоге мы видим, что звук по Bluetooth развился настолько, что удовлетворит любым пожеланиям: для нетребовательных слушателей с простыми наушниками и музыкой в MP3 с битрейтом в 128 кб/с есть SBC. Для тех, кто привык слушать музыку из iTunes или же MP3 в 320 кб/с, есть AAC и aptX. Ну а для меломанов с музыкой в flac есть aptX HD и LDAC. Однако не забывайте - оба устройства должны поддерживать нужный вам кодек - иначе вы будете слушать flac с кодеком SBC, что явно вам не понравится.
Что бы понять суть проблемы, нужно найти ее корень. А корень именно в самом стандарте Bluetooth.
Благодарить за такой стандарт мы должны компанию Ericsson, когда она была еще молода и задавала жару на рынке телефонов. В далеком 1994 году Ericsson выкатила на публику новый стандарт, иронично его назвав синий зуб, в честь Харальда Синезубого (кто любит истории про викингов, конечно знает его). Не будем разбирать вопрос значка блутуса — это смесь рун.
В нынешнее время мы пытаемся уже избавиться от проводов. Беспроводные интерфейсы намного удобнее, а их скорость уже дошла до нужного минимума. Можно провости аналогию и со стандартом Wifi. Сейчас это самый распространенный стандарт для передачи информации в портативных устройствах.
Я бы сам перешел на беспроводные наушники и отказался бы от проводов. Другое дело, что я также люблю хорошее качество звучания. И тут вся соль…
Когда этот стандарт засветился, то он отличался высоким энергопотребление, качество работы самого соединения было крайне ненадежным. Но самое неприятное — слишком медленный интерфейс, который не мог передать качественный звук по воздуху. Но начало было положено.
Но со временем появились новые алгоритмы для передачи звука, потребление энергии упало и, наконец, появилась возможность передачи стерео звука.
A2DP предложил рынку новый алгоритм сжатия аудиопотока — SBC. В отличии от всем известного mp3, SBC режет звук еще сильнее. В итоге мы получаем качество, которое можно сравнить с прослушиванием System Of A Down — Aerials в качестве 96 килобит в секунду.
В итоге мы имеем отвратительное качество звука, которое заставит вас всхлипывать в муках. А у аудиофилов пойдет кровь из ушей.
Альтернатива есть. Это стандарт aptX. Он развивался параллельно с A2DP. По своим возможностям этот стандарт ушел далеко вперед, а скорость передачи может составить до 352 кБ/с.
Но не так все гладко на практике. Этот стандарт должен поддерживать устройство передачи и устройство приема звука. Второй нюанс — высокое энергопотребление.
Особые надежды возлагаются на Qualcomm, которая продолжает развивать это стандарт и даже уже успела представить aptxHD
В отличии от aptX, обновленный аудикодек может похвастаться форматом 24 бит/48 кГц, а скорость возросла практически в два раза — до 576 кбит/с.
Мы получаем качество звука как хорошее mp3. И теперь мы может послушать Limp Bizkit — Nookie нормально в беспроводных наушниках
По факту, смартфон и наушники с aptxHD найти крайне тяжело. А если и найдете, то все равно будут подводные камни. К примеру G5 на Snapdragon 820 как бы должен. Но не может. А Galaxy S7 Edge может, но не каждый. В общем, пока этот стандарт не станет мейнстримом, то пользоваться будут им только крайне продвинутые аудиофилы? который устали от проводов.
Другой вопрос, что вы попробуйте найти качественные наушники с поддержкой aptXHD. А сколько они стоять будут? Вот этого тоже лучше не знать.
Возможно, но пока стандарт aptXHD не станет массовым, как USB Type-C, это будет уделом только избранных.
Любой звук начинается с источника. Сегодня существует масса беспроводных протоколов для передачи звука. Некоторые из них значительно интереснее Bluetooth, но пока не получили должного распространения. Сегодня Bluetooth оборудованы почти все смартфоны, ноутбуки и планшеты, а оснастить устройство его поддержкой при наличии USB-выхода - дело пяти минут.
Поэтому сегодня ограничимся именно звуковоспроизводящими устройствами с использованием «голубого зуба» (гайд вполне подойдёт и для выбора Bluetooth-колонки). Технология эта имеет довольно долгую историю и массу подводных камней, о существовании которых не всегда знают пользователи.
Наличие Bluetooth-передатчика не говорит о том, что устройство можно использовать в качестве источника звука для беспроводной аудиоаппаратуры. Не всякий Bluetooth позволит слушать качественную музыку без искажений. Не всякий подойдёт и для прослушивания файлов с высоким битрейтом и в lossless-форматах.
На что обратить внимание, чтобы слушать музыку без проводов - будь то просто MP3 или высококачественный рип с виниловой пластинки, мы расскажем в этой статье.
Начнём с самого важного: этот параметр напрямую говорит о том, можно ли слушать при помощи устройства музыку.
В современных устройствах чаще всего можно встретить поддержку Bluetooth 3.0 или 4.0, в некоторых топовых смартфонах и прочих гаджетах - 4.1. При этом вполне может оказаться, что приобретаемая гарнитура поддерживает подключение только по протоколу версии 2.1. Адаптеры обратно совместимы, но при подключении работает наиболее медленный протокол из двух.
Отличие между версиями протокола для обычного пользователя минимальны за счёт обратной совместимости. Основное, что бросается в глаза, - с каждой новой версией снижается энергопотребление устройств, а начиная с 3.0 добавлен второй модуль для высокоскоростной передачи данных на скорости 24 Мбит/с.
Версия 2.1 + EDR передаёт данные со скоростью не более 2,1 Мбит/с. Этого достаточно для воспроизведения аудиопотока низкого битрейта. Для воспроизведения аудиовидеопотока рекомендуется использовать версию Bluetooth не ниже 3.0.
Необходимо учесть, что для полноценного использования девайса в качестве плеера, крайне желательно наличие Bluetooth версии 4.0 и выше, а лучше - со сниженным энергопотреблением.
Опознать такой адаптер можно благодаря следующим категориям.
Профили - набор определённых функций, поддерживаемых устройствами. Из всех используемых в Bluetooth для прослушивания музыки интересны следующие:
Для полноценного прослушивания музыки необходим именно A2DP. Он не только обеспечивает передачу аудиопотока, но и управляет сжатием данных перед передачей.
Однако, даже если и передающее, и воспроизводящее устройство (например, смартфон и беспроводные наушники) оснащены Bluetooth 3.0 или 4.0 и поддерживают работу с необходимым протоколом, нужно обратить внимание на кодек, который используется.
Самое главное для воспроизведения музыки по протоколу A2DP - кодек, которым сжимается передаваемый на гарнитуру аудиопоток. Всего на данный момент существует три кодека:
Версия | Число поддерживаемых каналов | Максимальная частота дискретизации, кГц | Квантование, бит | Максимальный битрейт | Степень сжатия |
AptX | 2 | 44,1 | 16 | 320 кбит/с | 2:1 |
Enhanced AptX | 2, 4, 5.1, 5.1+2 | 48 | 16, 20, 24 | до 1,28 Мбит / с | 4:1 |
AptX Live | н/д | 48 | 16, 20, 24 | н/д | 8:1 |
AptX Lossless | н/д | 96 | 16, 20, 24 | н/д | н/д |
AptX Low Latency | н/д | 48 | 16, 20, 24 | н/д | н/д |
»
Главные особенности последних двух версий кодека - максимально сниженная задержка воспроизведения звука и сниженная нагрузка на процессор при кодировании. Версия Low Latency позволяет достигать задержки в 32 мс между источником аудиопотока и воспроизводящим устройством. Это позволит уменьшить искажения, вносимые аппаратурой при прослушивании музыки.
Таким образом, при определённых предпочтениях можно выбрать определённый кодек. Если воспроизведение lossless-потока не предполагается, а высокая задержка звука не критична - стоит ограничиться стандартным aptX и не переплачивать за поддержку устройством последующих версий.
Стоит помнить, что необходимый профиль и кодек должен поддерживаться как смартфоном (или другим источником аудиопотока), так и самой гарнитурой (или Bluetooth-колонкой). В противном случае алгоритм A2DP автоматически начнёт работу с использованием SBC.
C Bluetooth любые два устройства всегда работают, используя самую низкую версию, самый простой кодек и протокол. Так что, если одно из них не обладает поддержкой необходимой технологии, в полной мере насладиться качеством звучания не удастся.
Для прослушивания музыки в течение долгого времени требуется поддержка Bluetooth не ниже версии 3.0, кодека aptX и профиля A2DP. Для прослушивания музыки с высоким битрейтом необходима поддержка кодека aptX Lossless - ни один другой не подойдёт, поскольку музыка будет сжиматься при передаче на воспроизводящее устройство.
Как очень хотелось всё сделать на WI-FI…
Конечно, можно было бы начать эту статью с лирического отступления про «умные» дома будущего (или квартиры), в которых повсюду стоят миниатюрные (или не очень) звуковые колонки, услаждающие хозяев музыкой. Вероятно, в ближайшем будущем так оно и случится, когда каждый девайс у нас дома будет оснащен копеечным WI-FI адаптером. Но почему-то в настоящее время такие технические решения, связанные с беспроводной раздачей звука по WI-FI, могут стоить каких-то неразумных денег. Вот, например, мультирум-системы от фирмы «SONOS», где только одна! беспроводная WI-FI колонка, обойдётся покупателю в сумму свыше двадцати тысяч рублей.
Так что, пока китайцы не завалят нас дешёвыми аудио колонками со своей знаменитой микросхемой ESP8266 (позволяющую наладить полноценный обмен данными по WI-FI c целевым устройством и которую энтузиасты пихают куда угодно вплоть до лампочек и кофеварок и), нам остается лишь обращаться уже к проверенным временем техническим решениям.
1. Провода. (что как бы уже диссонирует с названием нашей статьи)
2. Блюпуп.
3. FM радио.
Конкретно, в моем случае, мне хотелось слушать запускаемые на компьютере музыкальные композиции во всей квартире, да так чтобы звук шёл отовсюду откуда можно и нельзя. Для этой цели первоначально служили 12 активных колонок расставленных в прихотливом порядке на подоконниках, шкафах и на книжных полках под потолком. Также присутствовал телевизор ответственный за целую стену. Его звуковоспроизводящую систему тоже хотелось использовать параллельно, благо у меня был уже установлен беспроводной HDMI передатчик (включаешь кино на компьютере, а смотришь со звуком по телевизору и никаких тебе тормозных донглей или медиа-проигрывателей с вечно устаревшими видеоформатами).
Итак часть 1. А может сделать всё просто?..
Первоначально я проложил много чего проводочками. В принципе, вдоль окон и на расстояние до 10 метров, все получилось довольно цивилизованно и незаметно, и как оказалось выход звуковой карты компьютера прекрасно тянет даже дюжину активных колонок включенных параллельно (два года уже, кстати, тянет).
Но как говорится, всё уже давно украдено придумано до нас. Небезызвестная фирма LOGITECH ещё в 2006 году выпустила так называемую Logitech Wireless Music System for PC с вполне вменяемой стоимостью от 75 долларов. Вы получали в руки Bluetooth передатчик сопряжённый с вашим компьютером, а уже он раздавал звук на такие же блюпуп приёмники в количестве до четырёх, что вполне подходило под мои запросы.
Я попытался попробовать. В наличие были: Bluetooth колонка, Bluetooth наушники и уже вышеупомянутый Bluetooth Audio Receiver (он ещё может называться Logitech BT Adapter Stereo), с подключенными к нему обычными активными колонками.
Само подключение к списку устройств воспроизведения на компьютере (здесь и далее по умолчанию будет идти речь про семейство Windows) было тривиальным (стандартное для всех блюпуп устройств) и отдельного рассмотрения не заслуживает.
Получается в итоге, что-то похожее на следующую картинку.
Пусть, пока по умолчанию работает звуковой выход Real High Definition Audio. Это обычный линейный выход звуковой карты компьютера. Присоединив к нему обычные проводные наушники, мы в этом непосредственно убедимся. Они и воспроизводят в данный момент звук. Но вот, если мы кликнем правой кнопкой мыши по молчащим пока беспроводным наушникам, (в моем случае это MDR-ZX330BT Hands-Free), и выберем свойство «Дополнительно», а в нем «Проверка», то мы услышим, как в динамиках наушников поочерёдно блямкнет. То есть, они нормально подключены, могут транслировать звук (проверочный), но вот музыку, как работающие сейчас проводные, шиш с маслом.
То есть теоретически Windows может распихивать звук на все устройства одновременно (с учетом, конечно, производительности компьютера), но делать этого не хочет. Вы можете выбрать только что-то одно (на самом деле два).
Единственный возможный трюк прослушать одновременно два аудиоустройства в Windows состоит в использовании штатного стереомикшера.
Одним из устройств должен быть линейный аудиовыход компьютера (тот самый к которому вы подключаете проводные наушники и колонки). У меня он обозначен как Real High Definition Audio. Он должен быть в состоянии «Устройство по умолчанию». Теперь выберем второе аудиоустройство.
Переходим с вкладки «Воспроизведение» на «Запись», «Стереомикшер», «Свойства», «Прослушать». В раскрывающемся списке выбираем нужное нам аудиоустройство
Правда, у этой схемы есть два недостатка. Первый - ограничение в два устройства ещё можно пережить. Второй недостаток, перечёркивающий всю схему целиком - это то, что звук звучит рассинхронизировано. Музыка по блюпуп каналу (как впрочем и по телевизионному HDMI), ОТСТАЁТ от музыки проигрывающейся через линейный аудиовыход. Разница, примерно 0,2-0,3 секунды, но из-за этого слушать 99% саундтреков просто невозможно, потому что в в итоге вы слышите звуковую кашу. В редких случаях (звуки там природы или колокольчики всякие), такая рассинхронизация даже по своему забавна, создается этакий эффект глубины и присутствия. Но просто музыку, тем более песни, слушать просто невыносимо.
Вероятно, проблема здесь в буферизации цифровых данных для беспроводной передачи, из-за которой и происходит запаздывание сигнала. Но это в итоге рушит всё. Если бы, можно было ещё как-то настроить задержку сигнала для линейного аудиовыхода, то ситуацию с рассинхронизацией можно было исправить, настроив, например, вручную длительность этой задержки. Но к сожалению штатные средства Windows такой возможности вроде как не представляют.
Казалось бы, тогда можно не использовать стандартный аудиовыход, а взять к примеру, по умолчанию одно Bluetooth устройство, а второе пропустить через вышеупомянутый стереомикшер Windows. Тогда задержки в буферизации будут одинаковые, рассинхронизации не будет и два одновременно играющих устройства мы всё же получим. Но опять-таки, к сожалению, у нас ничего не получится, поскольку эта схема со стереомикшером работает только в том случае, если одним из её участников и является линейный аудиовыход.
Выходит прямо как по книжке «Трое в лодке, не считая собаки» с одним из её персонажей:
«Потом Гаррис стал рассказывать нам истории о том, как он пересекал Ла-Манш в такой шторм, что пассажиров пришлось привязывать к койкам, и только два человека на борту – он сам и капитан корабля – устояли против морской болезни. Иногда теми, кто устоял против морской болезни, оказывались он сам и второй помощник, но неизменно это был он сам и кто-то другой. Если же это были не он сам плюс кто-то другой, то это был он один.»
Как говорится, ничего не прибавить и не отнять. Линейный аудивыход и есть Гаррис. И все равно, после этого я не разочаровался. После этого я попытал счастья с FM передачей…
Часть вторая. FM-трансмиттер. Помощь ультракоротких волн.
После прочтения соответствующей статьи на Хабре , в моём воображении сразу возник план построениия радиосети, где в центре есть небольшой FM-передатчик, подключенный к аудиовыходу компьютера, а вокруг него по всей квартире соответственно располагается с пяток FM-приёмников, с выхода которых вещают уже обычные активные колонки. Реализовать идею оказалось несложно.
Был куплен за 500 рублей автомобильный FM-трансмиттер, с линейным входом; в документации он проходит как вход AUX (кстати, не во всех трансмиттерах он имеется! USB входы, чтение карт памяти есть у всех, а вот простейшего линейного входа у половины этих устройств уже нет!).
Соответственно для приёмной части был приобретён вот такой FM-приёмник:
Короче говоря, как ни менял я частоты на трансмиттере и соответственно на приёмнике, нормального чистого звучания добиться мне так и не удалось. Собственно, когда играет сама музыка, то помехи ещё не сильно слышны, но стоит только случиться паузе и вы услышите все возможные турбуленции радиоэфира в радиусе десяти километров. Я уже не говорю о том случае, когда вы НЕ слушаете музыку, а просто допустим, сидите работаете за компьютером; но и тогда вы тоже слышите сплошной треск и переговоры полиции - приёмник-то работает, что-то ловит.
Поэтому от планов передачи звук по FM-каналам тоже пришлось отказаться.
Часть 3. Всё есть программа…
Вначале я-то искал программы микшеры. Меня не оставляла надежда каким-нибудь программным способом организовать задержку сигнала на аудиовыходе компьютера, чтобы прослушивать одновременно хотя бы два аудиоустройства без рассинхронизации. А цифровые микшеры, по идее, должны делать такие вещи. Но как оказалось, в основном эти программы умеют сводить звуковые дорожки из разных источников в одну финальную, а вот разводить из одной на разные устройства воспроизведения они уже как-то не очень, то есть, это точно не их основная функция. И даже если эта функция существует, то она погребена где-то глубоко в недрах настроек, откуда ее еще надо выкопать. К тому же надо ухитриться как-то интегрировать эти микшеры в аудиопоток того же браузера, музыку с которого, вы, к примеру, слушаете.
Но перебирая все эти микшеры и аудиоредакторы я накнулся на интересную программу Virtual Audio Cable, с помощью которой я и решил в итоге все свои задачи.
Цитата:
Программа создает в системе несколько аудиоустройств, которые называются «виртуальные кабели», каждое из которых содержит входное и выходное устройство для подачи звука. Любое приложение может отправлять свой аудиопоток на «выходную» часть кабеля, в то время как любое другое приложение может получать звук из «входной» части этого виртуального кабеля. Передача происходит полностью в цифровом виде, за счет этого качество звука не снижается.
Теперь же установим программу Virtual Audio Cable. В папке самой программы и подпапке x64 (для тех у кого Windows 64-разрядная)находятся два нужных нам для исполнения файла: vcctlpan.exe и audiorepeater.exe (которую в дальнейшем будем просто называть „аудиорепитер“).
Запускаем сначала первую:
А вот со второго файла „audiorepeater.exe“ делаем ярлык прямо на рабочий стол, он нам будет требоваться регулярно.
Теперь открываем его в первый раз и меняем в нём две строчки: из выпадающего меню „Wave in“ выбираем „Стереомикшер“, так как мы провели именно через него аудио канал, а из выпадающего меню „Wave out“ выбираем телевизор и жмем „Start“. Телевизор должен заголосить. Как и раньше звук с него будет отставать от проводных наушников, но нам уже будет всё равно, мы их просто не услышим.
Вообще, как оказалось, строчку „Wave“ in можно не менять, а оставить исходное „Переназначение звуковых устр.“. Вроде как программа сама понимает, где нужный вход по умолчанию. Поэтому мы в дальнейшем эту строчку даже и не трогаем. Экономим силы.
Теперь принимаемся за беспроводную колонку BoomBot 2.
Хотелось бы конечно, использовать и линейный аудиовыход, раз уж он имеется. Но опять возникает проблема рассинхронизации. Казалось бы, сигнал на него тоже можно пропустить через аудиорепитер и настроить задержку, но увы, он всё равно будет проигрываться параллельно с самим аудиовыходом. То есть, он почему-то всегда присутствует и в виртуальном кабеле и в настоящем. Может у кого-то и получится его победить, но у меня это не вышло.
Теперь о некоторых тонкостях. Не все беспроводные устройств включены по умолчанию, например телевизор или наушники. Поэтому Windows при включении компьютера, назначает устройством по умолчанию какой-нибудь „живой“ на этот момент девайс. Вот поэтому мы и используем в этом качестве те самые проводные наушники, чтобы у нас гарантированно было всегда одно и тоже устройство для воспроизведения по умолчанию (а так как они всегда включаются одновременно с компьютером, то система и находит их первыми). Соответственно в стереомикшере сигнал тоже воспроизводится через них, но даже, если там идут наложения звука, нас это уже не волнует (нам их не слышно). А вот если бы их не было, то Windows при запуске, назначило бы устройством по умолчанию какое-нибудь включенное на данный момент удалённое устройство, да еще бы и продублировало его через стереомикшер. Можно, конечно, каждый раз проверять список устройств при запуске, но мне показалось удобным поставить „заглушку“ в виде проводных наушников и забыть про эти нюансы. Кстати, сам стереомикшер отключать нельзя, без него ничего не работает.
А теперь о ложках дегтя в нашей бочке мёда:
1. Количество подключенных через программу Bluetooth устройств нельзя довести до теоретического предела (71 штука вроде?). В реальности у меня абсолютно стабильно работают максимум три таких устройства одновременно. Ну и плюс к ним телевизор по HDMI каналу (такое впечатление, что ему абсолютно пофиг на количество соседей; корректно работает всегда). Уже четыре блюпупа начинают рано или поздно заикаться, а буферы „VirtualCable“ переполняться. Есть версия, что может быть это Bluetooth адаптер и звуковая карта самого компьютера уже не успевают раздавать свои аудиопотоки.
2. Не все Bluetooth устройства совместимы между собой. Когда я попытался подключить дополнительную беспроводную колонку „Defender“ она вдруг начала конфликтовать с БумБотом.
В итоге все-таки я получил, что хотел, даже в таком ограниченном количественно варианте. Можно слушать пение птичек в лесу и в гостиной и в спальне или смотреть, как играет пламя в камине (в телевизоре, конечно же)и трещат дрова, а за окном завывает зимний ветер или льет дождь или плещут волны. На Youtube полным-полно этих многочасовых видео. Можно расшарить экран на компьютере, детям пустить по телевизору мультики дополнительным экраном и звуком, а самому работать и слушать музыку на самом компе через беспроводные наушники (или телеконференцию на нём смотреть), в то время, как жена в спальне читает книжку и слушает пение птичек в лесу через беспроводные колонки. Ну и так далее.
Буду рад, если моя статья окажется кому-нибудь полезной.
Теги: